Грузия / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

В Грузии отсутствует официально провозглашённая политическая идеология. Несмотря на идеологические расхождения, в программах основных партий и движений имеется общий момент — национализм (в виде разрыва с советским прошлым, безусловного обеспечения политического суверенитета и целостности страны и другое). В течение всего постсоветского периода политическая элита Грузии руководствовалась ультранационалистическим толкованием истории, отрицая или ограничивая право других народов, проживающих на территории страны (в первую очередь в Абхазии и Южной Осетии), на автономию в том варианте, к которому они стремятся (в том числе посредством референдумов).

В целом в идеологической сфере Грузии наличествуют три взаимосвязанные составляющие: стремление стать независимым демократическим государством, грузиноцентризм (жёсткий курс на создание единого национального государства) и позиционирование Грузии как источника «новой волны освобождения народов» в Евразии.

Религия и государство, роль религии в политике. Согласно официальной статистике, около 88,5 % населения Грузии — христиане, из которых около 84 % — православные, приверженцы Грузинской православной церкви, около 4 % — армяне-григориане, около 1 % — католики; 10 % — мусульмане; около 1 % — иудеи; остальные — атеисты.

Согласно ст. 9 конституции, государство провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, вместе с тем признаёт особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной православной церкви (ГААПЦ) в истории Грузии и её независимость от государства. Отношения государства и ГААПЦ определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности в сфере прав и основных свобод человека.

Данная конституционная формула означает, что Грузия является светским государством, и церковь отделена от государства; все связи с государством регулируются конституционным соглашением. Упомянутое конституционное соглашение было ратифицировано 22 октября 2002 года (подписано 14 октября того же года). В данном соглашении государство признало материальный и моральный ущерб, нанесённый Грузинской церкви в XIX–XX веках, и взяло на себя частичную выплату этого ущерба. Намечена также передача в собственность церкви действующих и недействующих православных храмов и монастырей на территории Грузии, а также предметов религиозного культа, находящихся в музеях и хранилищах. Документ определяет формы сотрудничества между государством и церковью, а также конкретизирует источники финансирования церкви.

В Грузии деятельность различных церквей и конфессий не является политически нейтральной. Так, разрыв канонических отношений между православными приходами в Абхазии и ГААПЦ с началом абхазо-грузинского конфликта имеет, кроме церковного, и политическое измерение, что выражается в непрекращающихся попытках религиозных лидеров выступать с призывами о прекращении межрелигиозной и межнациональной вражды. В 2003 году. Священный Синод Русской православной церкви признал Абхазию канонической территорией ГААПЦ, что было с воодушевлением воспринято грузинским политическим руководством, поблагодарившим в специальном послании патриарха Алексия II.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

История поверхности Земли / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года (издательство «Госиздат»).История поверхности Земли
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...
Борьба за моря / Автор в увлекательной и доступной форме рассказывает об эпохе великих географических открытий, которая связана главным образом с открытием Америки. Издание богато иллюстрировано.Борьба за моря
Автор в увлекательной и доступной форме рассказывает об эпохе великих ...
Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...