Грузия / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

В Грузии отсутствует официально провозглашённая политическая идеология. Несмотря на идеологические расхождения, в программах основных партий и движений имеется общий момент — национализм (в виде разрыва с советским прошлым, безусловного обеспечения политического суверенитета и целостности страны и другое). В течение всего постсоветского периода политическая элита Грузии руководствовалась ультранационалистическим толкованием истории, отрицая или ограничивая право других народов, проживающих на территории страны (в первую очередь в Абхазии и Южной Осетии), на автономию в том варианте, к которому они стремятся (в том числе посредством референдумов).

В целом в идеологической сфере Грузии наличествуют три взаимосвязанные составляющие: стремление стать независимым демократическим государством, грузиноцентризм (жёсткий курс на создание единого национального государства) и позиционирование Грузии как источника «новой волны освобождения народов» в Евразии.

Религия и государство, роль религии в политике. Согласно официальной статистике, около 88,5 % населения Грузии — христиане, из которых около 84 % — православные, приверженцы Грузинской православной церкви, около 4 % — армяне-григориане, около 1 % — католики; 10 % — мусульмане; около 1 % — иудеи; остальные — атеисты.

Согласно ст. 9 конституции, государство провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, вместе с тем признаёт особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной православной церкви (ГААПЦ) в истории Грузии и её независимость от государства. Отношения государства и ГААПЦ определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности в сфере прав и основных свобод человека.

Данная конституционная формула означает, что Грузия является светским государством, и церковь отделена от государства; все связи с государством регулируются конституционным соглашением. Упомянутое конституционное соглашение было ратифицировано 22 октября 2002 года (подписано 14 октября того же года). В данном соглашении государство признало материальный и моральный ущерб, нанесённый Грузинской церкви в XIX–XX веках, и взяло на себя частичную выплату этого ущерба. Намечена также передача в собственность церкви действующих и недействующих православных храмов и монастырей на территории Грузии, а также предметов религиозного культа, находящихся в музеях и хранилищах. Документ определяет формы сотрудничества между государством и церковью, а также конкретизирует источники финансирования церкви.

В Грузии деятельность различных церквей и конфессий не является политически нейтральной. Так, разрыв канонических отношений между православными приходами в Абхазии и ГААПЦ с началом абхазо-грузинского конфликта имеет, кроме церковного, и политическое измерение, что выражается в непрекращающихся попытках религиозных лидеров выступать с призывами о прекращении межрелигиозной и межнациональной вражды. В 2003 году. Священный Синод Русской православной церкви признал Абхазию канонической территорией ГААПЦ, что было с воодушевлением воспринято грузинским политическим руководством, поблагодарившим в специальном послании патриарха Алексия II.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Жизнь в пути / Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни провёл в путешествиях. Более 70 тысяч километров пути исхожено им по странам Азии и Африки. Его колоссальное рукописное наследие украшает многие книгохранилища мира. Имя его носят музеи, улицы научные общества АзербайджанЖизнь в пути
Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни ...
Страны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства) / Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В работе дан анализ природных условий и состояния среды, особенностей хозяйственного использования территорий и различных факторов воздействия человека на среду, причин последней сахельской засухи, путей и методов борьбы сСтраны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства)
Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В ...
От Страбона до наших дней / Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней? Как соотносится современная география с экологией и другими науками? Какое место занимает география в системе современных наук? На эти и другие вопросы читатель найдёт ответ в книге. Она хорошо иллюстрирована, снабженаОт Страбона до наших дней
Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней ...