Польша / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Ст. 10 конституции 1997 года устанавливает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется Сеймом и Сенатом, исполнительная — президентом и Советом министров, судебная — судами и трибуналами. Конституция определяет также порядок взаимодействия между различными ветвями власти. При этом баланс в отношениях между исполнительной и законодательной властями в некоторой степени смещён в сторону последней, что, однако, не позволяет говорить о Польше как о сугубо парламентской республике. Относительная автономность исполнительной власти обеспечивается процедурой выборов президента, который избирается на национальных выборах независимо от парламента. Однако парламент может влиять на состав кабинета министров.

Президент страны номинирует кандидатуру премьер-министра, который в свою очередь предлагает состав Совета министров. Президент направляет программу работы Совета министров в Сейм, который должен принять решение о доверии правительству. Для этого требуется абсолютное большинство голосов депутатов. Если Сейм не поддерживает инициативу президента, то нижняя палата имеет право выдвинуть свою кандидатуру премьер-министра и состав Совета министров. Для этого также требуется абсолютное большинство голосов депутатов (ст. 154). Сейм имеет возможность объявлять вотум недоверия Совету министров в целом, а также отдельному министру. В первом случае президент обязан принять отставку премьер-министра и назначить на этот пост кандидата Сейма, который определит состав правительства. Во втором случае президент должен отправить в отставку министра (ст. 158, 159).

Парламент Польши также имеет возможность сместить президента страны, объявив ему импичмент, для чего требуется 2/3 голосов депутатов обеих палат, образующих Национальное собрание.

Исполнительная власть имеет намного больше возможностей для реализации своей политики в том случае, если президент принадлежит к партии парламентского большинства. В противном случае власть президента существенно ограничивается: парламент «навязывает» президенту премьер-министра и членов правительства. Польская модель взаимодействия исполнительной и законодательной властей достаточно близка Пятой республике во Франции.

Сейм имеет возможность влияния на состав ряда органов судебной власти. Например, члены Конституционного трибунала назначаются Сеймом. Однако в данном случае существует определённый компромисс с исполнительной властью: председатель и вице-председатель Конституционного трибунала назначаются президентом страны из числа кандидатов, выдвинутых общим собранием судей Конституционного трибунала (ст. 194).

В то же время Сейм имеет монопольное право назначения членов Государственного трибунала. Именно перед этим органом несут ответственность как депутаты и сенаторы, так и президент, представители органов исполнительной власти, председатель Национального банка, председатель Верховной палаты контроля, члены Всепольского совета радиовещания и телевидения (ст. 198).

Таким образом, в Польше создана система сдержек и противовесов, центральным элементом которой является парламент, и прежде всего его нижняя палата.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть принадлежит президенту и Совету министров, который возглавляется премьер-министром.

Президент избирается на пятилетний срок и не имеет права занимать свой пост более двух сроков. К основным полномочиям президента можно отнести:

В сфере международных отношений: заключать международные соглашения, назначать послов, получать верительные грамоты (ст. 133).

В военной сфере: выступать верховным главнокомандующим, назначать главу генерального штаба, назначать высшего командующего вооружёнными силами в период военных действий, объявлять мобилизацию и др. (ст. 134, 136).

В сфере государственного управления: издавать официальные акты, указы и распоряжения (ст. 142, 144).

Президент также назначает выборы в парламент (ст. 98) и наравне с парламентом может инициировать референдум (ст. 125).

Президент ответственен перед Государственным трибуналом за нарушения конституции или статута. По сути, президент ответственен и перед парламентом, который может объявить ему импичмент.

Совет министров осуществляет реализацию законов, а также внутреннюю и внешнюю политику страны. В его состав входят министры, премьер-министр и вице-премьер-министр. Правительство несёт ответственность перед Государственным трибуналом. Постановление о привлечении того или иного министра к ответственности перед Трибуналом Сейм принимает по предложению президента или не менее 115 депутатов большинством 3/5 голосов законного числа депутатов (ст. 156). Совет министров подотчётен и Сейму, который может вынести вотум недоверия и сформировать альтернативный кабинет.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Африка — третья часть света / В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, этнографии, культуре и истории Северной Африки, Сахары и Судана. Перевод с итальянского, комментарии и статья М. М. Матвеева.Африка — третья часть света
В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, ...
Общий курс петрографии / В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных породах, методах их изучения, сообщаются краткие сведения из истории развития петрографии. Излагается материал по кристаллооптике в объёме, необходимом для применения кристаллооптического метода при изучении минералов Общий курс петрографии
В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных ...
Кора выветривания. Часть 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Кора выветривания. Часть 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...