Судан / Особенности исполнительной власти

Исполнительную власть, согласно ст. 49, олицетворяют институт президента и Совет министров.

Высшими должностными лицами являются президент и два вице-президента. Президент избирается на 5 лет посредством всеобщего голосования. Для избрания президентом кандидату, который должен соответствовать ряду квалификационных требований (гражданство Судана по рождению, 40-летний возрастной порог, грамотность и тому подобное), для победы требуется набрать более 50 % голосов избирателей. При необходимости проводится второй тур голосования. Переизбрание допускается только один раз (ст. 57).

Помимо прочего, в обязанности президента входят председательство на заседаниях Совета министров, созыв и роспуск парламента. Президент имеет право законодательной инициативы, в том числе по конституционным вопросам (ст. 58, п. «h»). Объявление чрезвычайного или военного положения, назначения на ряд важных должностей, а также созыв и роспуск парламента президент должен согласовать с первым вице-президентом Судана.

Согласно ст. 63 конституции, оба вице-президента являются членами Совета министров. В случае, если пост президента становится вакантным, его занимает первый вице-президент.

На время довыборного переходного периода оговаривалось, что президентом и главнокомандующим Вооружёнными силами Судана является действующий президент Судана, а первым вице-президентом — председатель правительства Южного Судана и главнокомандующий Народно-освободительной армией Судана (ст. 65). Согласно ст. 66, в случае, если в переходный период пост президента станет вакантным, функции главы государства будет исполнять совет, состоящий из спикера Национального собрания и двух вице-президентов. Председательствовать на его заседаниях будет спикер Национального собрания, а все решения должны будут приниматься консенсусом. Если вакантным станет пост первого вице-президента, то Народно-освободительное движение Судана в течение двух недель с момента образования вакансии должно предложить новую кандидатуру.

Также на довыборный период было предусмотрено создание правительства национального единства, которое формирует президент после консультаций с первым вице-президентом (ст. 79). В соответствии со ст. 80 и 81 места в этом правительстве должны быть разделены между представителями юга и севера страны в соотношении 30:70 %, при этом за политическими силами зарезервированы следующие квоты: 52 % для партии Национальный конгресс; 28 % для Народно-освободительного движения Судана; 14 % для прочих политических сил севера страны; 6 % для прочих политических сил юга страны.

Основными задачами правительства национального единства являлись реализация положений конституции, создание децентрализованной системы органов власти, реализация мирного соглашения и так далее (ст. 82).

Членами Совета министров, помимо президента и двух вице-президентов, являются министры, назначаемые президентом после консультаций с вице-президентами (ст. 70). Отмечается, что решения Совета министров превалируют над решениями других органов и институтов исполнительной власти. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов. Министры штатов также назначаются президентом после консультаций с вице-президентами и могут замещать национальных министров в случае временного отсутствия последних. Национальный Совет министров занимается реализацией государственной политики и мирного соглашения, бюджетными вопросами, имеет право законодательной инициативы (ст. 72). Отмечается, что национальные министры и министры правительства Южного Судана должны сотрудничать в выполнении своих конституционных обязательств (ст. 73). Национальные министры подотчётны президенту, Совету министров и Национальному собранию, также они несут индивидуальную и коллективную ответственность перед Национальным собранием и не имеют права заниматься коммерческой или любой иной служебной деятельностью, не связанной с исполнением министерских обязанностей (ст. 75). Заседания Совета министров проходят в закрытом режиме, министры не имеют права без соответствующего разрешения Совета разглашать служебную информацию (ст. 76).

Решения президента и Совета министров могут быть оспорены гражданами в Конституционном суде или других компетентных органах (ст. 61, 78).


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Между полюсом и Европой / Это рассказ бывалого полярника об исследованиях, романтике жизни и работы первой советской гляциологической экспедиции на норвежском архипелаге Шпицберген — земле острых гор, горючего камня и ледников, о самых северных в мире угольных рудниках, о средневековых поселениях русских поморов, богатой собМежду полюсом и Европой
Это рассказ бывалого полярника об исследованиях, романтике жизни и работы первой ...
Теория и методология географической науки / В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из представлений о том, что теория — это совокупность знаний об объективном мире, а методология — учение о знании, охватывающее его с точки зрения объекта, отражения и выражения. Исходя из этого, была выстроена трёхчленная структТеория и методология географической науки
В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из ...
Великий час океанов. Средиземное море / Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было колыбелью древнейших цивилизаций. Критяне, финикийцы, египтяне, греки путешествовали по нему и осваивали на его берегах значительные памятники. Ни один океан не кишел таким количеством пиратов, как это «цивилизованное» морВеликий час океанов. Средиземное море
Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было ...