Мозамбик / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 года, Мозамбик назван страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Мозамбик имеет статус «бедной страны с тяжёлым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определён как страна-заёмщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

Мозамбик относится к одной из беднейших стран мира. Тем не менее Мозамбик рассматривается как развивающаяся страна, с одной из самых динамичных экономик в мире, в которой ВВП в 1997 и 1998 годах увеличивался приблизительно на 7–8 % в год.

Все отрасли экономики после войны за независимость и гражданской войны пришли в запустение. Экономика Мозамбика до сих пор не достигла уровня 1974 года. Возврат к жизни экономики Мозамбика начался благодаря приватизации государственного сектора, привлечению иностранных инвесторов и донорства, в первую очередь Всемирного банка, США, Великобритании и Германии. Важно отметить, что долги Мозамбика регулярно списываются.

Мозамбик остаётся аграрной страной. В аграрном секторе занято подавляющее большинство населения (несмотря на то что во время войны из долины реки Замбези убежало 80 % крестьян). Если до гражданской войны доля аграрной продукции в экспорте составляла 80 %, то сейчас она не превышает 25 %. Мозамбик обладает огромным количеством плодородных земель, однако сейчас используется всего 15 % земель. Основными выращиваемыми культурами являются: рис, кукуруза, апельсины, орехи, бананы, бахчевые, бобовые, картофель, кунжут, манго, папайя, подсолнечник, сахарный тростник, табак, хлопок и чай. В последние годы отмечается рост сельхозпроизводства. Помогают развитые страны, регулярно выделяющие средства на продвижение различных программ по восстановлению сельского хозяйства страны.

Животноводство в Мозамбике возможно только в южных провинциях, где нет мухи цеце, которая распространена в большинстве территорий страны.

В Мозамбике заготавливается древесина.

Важным источником дохода является ловля рыбы и креветок. На кредиты иностранных инвесторов строятся современные рыбные комплексы, модернизируются порты.

Правительство начало поднимать промышленный сектор экономики с начала 90-х годов. Восстановлены многие предприятия пищевой промышленности, керамические мастерские, текстильные фабрики, завод по очистке орехов, цементный завод и многие другие. В ходе гражданской войны закрыты и затоплены большинство шахт и рудников. Для реализации плана по реконструкции шахт необходим кредит около 1 миллиарда долларов. Добыча и транспортировка полезных ископаемых напрямую зависят от восстановления сети железных дорог. Разрабатываются главным образом месторождения природного газа, бокситов, железной и танталовой руды, а также каменного угля. Занимаются добычей в основном иностранные кампании.

В 2001 году начал работу алюминиевый завод, который по планам станет одним из самых больших в мире (инвесторы — ЮАР и Япония), запущен завод по производству машин марки «Фиат», уже работают мелкие предприятия по производству шин, бумаги и всего прочего для местного потребления.

Ведётся активное восстановление энергетической системы страны. Восстанавливаются высоковольтные линии, строятся линии электропередач, строятся новые ГЭС. Мощнейшая в стране ГЭС Кабора — Басса обеспечивает энергией не только Мозамбик, но также ЮАР и Зимбабве.

Большинство дорог строились во времена колониального периода, многие разрушены во время войны или наводнением 2000 года и до сих пор не восстановлены. Хорошо связаны друг с другом восток и запад страны. Стратегической задачей является строительство магистралей, связывающих север и юг. Но этим вопросом правительство также активно занимается при поддержке иностранных инвесторов. На деньги, выделенные Всемирным банком, уже отремонтированы и восстановлены тысячи километров дорог.

В Мозамбике несколько больших портов — Мапута, Бейра, Накала и Келимане, в которых круглый год стоят корабли и ведётся торговля.

В стране действует 22 аэропорта, 3 из которых считаются международными. Большое внимание уделяется развитию туризма. Ежегодно страну посещают около 600 тысяч туристов. Пока в основном из ЮАР. Однако на этом не планируют останавливаться, разрабатывается планы по развитию туризма, на реализацию которого необходимо около 1 миллиарда долларов.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): алюминий и изделия из него (54,75 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (10,84 %); товары, не включённые в другие разделы базы данных товаров СО ООН (7,5 %); табак и табачные изделия (7,35 %); рыба и морепродукты (2,85 %); энергосиловое оборудование (1,98 %); хлопок (1,96 %) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (20,25 %); товары, не включённые в другие разделы базы данных товаров СО ООН (16,84 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (10,33 %); энергосиловое оборудование (7,81 %); зерновые культуры (6,09 %); электрическое и электронное оборудование (5,47 %); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (2,79 %); изделия из чугуна и стали (2,19 %); пластмассы и изделия из них (2,03 %); чугун и сталь (2,01 %); удобрения (1,82 %) и др.

Основные внешнеторговые партнёры — ЮАР, Зимбабве, Европейский союз, Япония и США.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...
Путешествие вокруг света / Настоящая книга повествует о путешествие вокруг света моряка первой половины XIX века Иваном Федоровичем Крузенштерном в 1803. 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Неве».Путешествие вокруг света
Настоящая книга повествует о путешествие вокруг света моряка первой половины XIX ...
Арктический мемориал / В книге представлены биографические данные около 300 отечественных и зарубежных персоналий, имена которых есть на географической карте Арктики. Каждая статья сопровождается перечнем объектов, названных в честь данного конкретного лица, с указанием года открытия или присвоения имени и автора созданияАрктический мемориал
В книге представлены биографические данные около 300 отечественных и зарубежных ...