Аргентина / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Аргентина является членом ООН (с 1945 года) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.). Является членом ВТО (с 1995 года), АфБР (нерегиональный член), Интерпола и ряда других международных организаций.
Аргентина участвует в межамериканских структурах и интеграционных объединениях латиноамериканского региона: Андское сообщество (ассоциированный член), Группа Рио, ЛАИ, ЛАЭС, МАБР, МЕРКОСУР, ОАГ, ОПАНАЛ, УНА СУР, ЦАБЭИ (нерегиональный член), ЦАИС (наблюдатель) и др.
Аргентина придерживается многосторонности в решении ключевых региональных и международных проблем. Страна привержена идее сохранения ведущей роли ООН в мире, считая залогом достижения этой цели совершенствование деятельности структур данной организации. Буэнос-Айрес выступает против расширения числа постоянных членов СБ ООН, наделённых правом вето, но поддерживает инициативу по увеличению числа непостоянных членов СБ.
Аргентина является одним из наиболее активных участников миротворческих операций под эгидой ООН и выступает за повышение эффективности усилий на данном направлении, в частности участвуя в инициативе создания многонациональных сил быстрого реагирования. Например, Аргентина направила многочисленный миротворческий контингент на Гаити.
Одним из приоритетов внешней политики Аргентины является развитие отношений с членами Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), причём официальный Буэнос-Айрес выступает за расширение политической проблематики в деятельности этой организации. Одновременно Аргентина стремится к увеличению веса латиноамериканского «полюса влияния» в мировых делах, претендуя на одну из ведущих ролей в нем (особенно на фоне восстановления социально-экономической и политической стабильности внутри страны), а также к построению более сбалансированных отношений с традиционными (США, ЕС, Япония) и новыми (Китай, Индия) центрами экономического и политического влияния.
В отношениях Аргентины с соседними государствами сохраняются некоторые политические проблемы. Так, Аргентина и Чили в течение длительного времени были не в состоянии разрешить спор относительно принадлежности ряда территорий, включая острова в проливе Бигль. Соответствующий договор был ратифицирован Сенатом Аргентины только в 1985 году, а окончательно все пограничные разногласия были урегулированы в 1999 году (однако демаркация границы между двумя государствами на ряде участков не завершена).
Аргентина и Бразилия (в период правления военных) имели спор относительно прав водопользования на реке Паране и соперничали в военно-технической сфере. После ухода военной хунты президент Альфонсин санкционировал участие страны в совместных экономических проектах, которые стали фундаментом для развития МЕРКОСУР.
Сохраняются противоречия в отношениях между Аргентиной и Уругваем, связанные с намерением последнего расширить хозяйственную деятельность на пограничной реке Уругвай, поскольку она может иметь трансграничные экологические последствия.
Отношения Аргентины с США отличаются прагматизмом. Отмечается значительное присутствие американских компаний на рынке Аргентины, для которой США выступают в качестве одного из ключевых внешнеторговых партнёров. Тем не менее власти Аргентины не солидаризируются с глобальными и региональными инициативами США, которые не отвечают национальным интересам.
Экономический кризис 2001–2002 годов имел следствием временную неспособность Аргентины обслуживать государственный долг, и способ его реструктуризации нанёс ущерб иностранным инвесторам, включая европейских, что привело к некоторому охлаждению отношений со странами ЕС. Дополнительным негативным фактором являются трудности, возникшие на переговорах о создании зоны свободной торговли между ЕС и МЕРКОСУР. Аргентина критикует политику стран ЕС и некоторых развитых стран по субсидированию сельхозпроизводителей и созданию ограничений в доступе на их рынки для аргентинских производителей.
В отношениях Аргентины с Великобританией сохраняется неразрешённый спор относительно принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов, острова Южная Георгия и Южных Сандвичевых островов. Считается, что Фолклендские острова были открыты английскими мореплавателями в конце XVI века. В момент провозглашения Аргентиной независимости на островах не существовало постоянных поселений, хотя попытки их создания предпринимались и французами, и британцами. Независимая Аргентина провозгласила острова своими в 1820 году, но в 1833 году Великобритания силой установила над ними свой суверенитет, что сопровождалось изгнанием аргентинских поселенцев. Впоследствии, признав факт силового захвата, Великобритания отказалась вернуть острова Аргентине на том основании, что жители островов (так называемые «келперы») высказались против принятия аргентинского гражданства (принцип самоопределения).
В 1982 году Аргентина предприняла военную оккупацию Фолклендских (Мальвинских) островов, однако потерпела поражение в последовавшей быстротечной войне. Согласно действующей конституции, Аргентина подтверждает свой суверенитет над этими территориями, но декларирует приверженность мирными средствами разрешить конфликт. После войны 1982 г. отношения между двумя странами были восстановлены только в 1990 году. В 1998 году состоялся визит президента Аргентины в Великобританию (впервые за более чем 40 лет), а в 2001 году — визит премьер-министра Великобритании в Аргентину. На волне улучшения двусторонних отношений Аргентина и Великобритания начали в середине 1990-х годов геолого-разведочные работы в прибрежной зоне Фолклендских (Мальвинских) островов, было восстановлено авиасообщение островов с материковой Аргентиной и тому подобное. Однако в 2009 году Аргентина подняла вопрос о своём суверенитете над спорными островами на уровень ООН, а также предложила Великобритании начать переговоры о будущем островов (Великобритания это предложение отвергла). Дополнительным фактором, осложняющим двусторонние отношения, стало решение британской компании начать буровые работы для поиска нефти в акватории Фолклендских (Мальвинских) островов и обнаружения значительных запасов углеводородов.
Дипломатические отношения между Россией и Аргентиной были установлены в 1885 году, приостановлены после революции 1917 года и снова восстановлены в 1946 году. Договорно-правовая база российско-аргентинского сотрудничества включает ряд соглашений, в том числе об основах отношений (1998 год), о взаимной защите и поощрении капиталовложений, о воздушном сообщении, сотрудничестве в области сельского хозяйства и др.
Активизация двусторонних российско-аргентинских отношений в экономической и политической сферах произошла в условиях демократизации в обеих странах в 1980–1990-х годов и сопровождалась визитами на высшем уровне (визит в СССР президента Р. Альфонсина в 1986 году, визиты в Россию президента К. Менема в 1990 и 1998 годах). В сентябре 2005 года в рамках 60-й сессии ГА ООН состоялась встреча президента России В.В. Путина с президентом Аргентины Н. Киршнером. В 2006 году с официальным визитом в Аргентине находился председатель Правительства России М. Е. Фрадков. В 2008 году состоялся визит в Россию президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, в рамках которого были подписаны: совместное Заявление о построении отношений стратегического партнёрства, Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики РФ и Министерством федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентины о сотрудничестве в области энергетики, Совместное заявление Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Министерства федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентины о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, Соглашение о сотрудничестве в области коммерческого арбитража между Торгово-промышленной палатой России и Аргентинской торговой палатой, Меморандум о взаимопонимании между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Аргентинским промышленным союзом.
В апреле 2010 года состоялся визит президента России Д. А. Медведева в Аргентину (первый визит такого уровня за 125 лет российско-аргентинских отношений). Итогом визита стало подписание 10 соглашений, расширяющих сотрудничество двух стран, в том числе военно-техническое и энергетическое.
Между Россией и Аргентиной практикуется обмен посланиями на высшем уровне, проводятся межмидовские консультации по актуальным международным проблемам и российско-аргентинским отношениям, активно поддерживаются межпарламентские связи, развиваются связи в области науки и культуры, регионального сотрудничества. Аргентина содействует развитию российско-латиноамериканских контактов в многостороннем формате, прежде всего с МЕРКОСУР. В марте 2009 года было подписано соглашение о безвизовых поездках граждан двух стран.
Торгово-экономические отношения между Россией и Аргентиной характеризуются положительной динамикой. По данным МИД России, в 2007 году товарооборот достиг 1,38 миллиарда долларов США, за 2008 год он составил 1,97 миллиарда долларов США (из них российский экспорт — 740 миллионов долларов США, импорт — 1,2 миллиарда долларов США). При этом объем российского экспорта увеличился более чем в два раза. Основными статьями российского экспорта являются минеральное топливо, удобрения и машиностроительная продукция (включая силовое оборудование для ГЭС), импорта — мясо, фрукты, вино и другие продовольственные товары. Имеются перспективы для совместных промышленных и научных проектов.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Аргентина в XIX — начале XX века
- Аргентина под властью военных и консерваторов
- Президентство Хуана Перона
- Попытки перехода к демократическому правлению, период политической нестабильности и возвращение Перона к власти
- Военные у власти: 1976–1983 годы
- Переход к демократии. Аргентина в конце XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального ...
Рассмотрены внутреннее строение Земли, геологическая деятельность главных ...