Аргентина / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Несмотря на длительные периоды политической и социально-экономической нестабильности, Аргентина является одним из наиболее развитых государств Латинской Америки. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2010 года, Аргентина названа страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Аргентина определена как страна — заёмщик МБРР, что позволяет ей получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Аргентина в 2009–2010 годах занимала 85-е место (из 133) с показателем 3,91.
Аргентина располагает относительно большим промышленным сектором, считающимся одним из наиболее диверсифицированных в Южной Америке. Отрасли машиностроения включают судостроение, авиастроение, автомобилестроение, энергосиловое (включая атомное) машиностроение и др. Имеется собственный военно-промышленный комплекс (с участием иностранных компаний). Развита нефтехимическая промышленность, базирующаяся на национальной нефтедобыче. Страна располагает значительными запасами полезных ископаемых, включая углеводороды, железные, полиметаллические, урановые руды.
Аргентина имеет конкурентоспособное в глобальном масштабе сельское хозяйство (на основе крупных хозяйств), основная специализация которого — зерноводство и скотоводство. Так, Аргентина занимает третье место в мире по экспорту сои (первое — по экспорту соевого шрота), второе — по экспорту кукурузы и четвёртое — по экспорту пшеницы. С конца XX века увеличился экспорт винодельческой продукции Аргентины, что позволило ей занять, по некоторым оценкам, пятое место в мире по производству вина.
В испанской колониальной империи в Южной Америке Ла-Плата, на территории которой в начале XIX века возникла независимая Аргентина, находилась на периферии экономического развития, поставляя сельскохозяйственную продукцию и скот в более развитые колонии, специализировавшиеся на добыче драгоценных металлов. Иммиграция и приток иностранных инвестиций во второй половине XIX века способствовали освоению природных богатств, быстрому экономическому росту и встраиванию в мирохозяйственные связи в статусе экспортёра сельско-хозяйственной продукции, главным образом мяса, в Европу. Сельско-хозяйственный экспорт традиционно выступал в качестве локомотива экономического развития страны, способствуя совершенствованию инфраструктуры и сопутствующих отраслей промышленности, росту благосостояния населения (в начале XX века Аргентина имела репутацию «латиноамериканской Швейцарии»). Подобная экономическая модель (получила название «модель зависимого развития») ставила Аргентину в чрезмерную зависимость от мировой конъюнктуры и притока иностранных инвестиций, вызывала структурные перекосы в экономике, приводившие к периодическим кризисам, усугублявшимся непоследовательностью в области привлечения иностранных инвестиций, экономическим популизмом (особенно в период президентства X. Перона) и политической нестабильностью. Для Аргентины были характерны ситуации, при которых экономические неурядицы порождали политические кризисы, которые, в свою очередь, вызывали новые проблемы в экономике, затрудняя разрешение политических и социально-экономических конфликтов.
В середине 1980-х годов гражданские власти Аргентины перешли к неолиберальной экономической политике, используя монетаристские методы борьбы с инфляцией (план «Аустраль», план «Аустраль-Н»), которая в 1985 году превысила 672 %, опустилась до 90 % в 1986 году, но взлетела до 3 080 % в 1989 году и снизилась до 0,16 % в 1996 году (посредством жёсткой привязки курса национальной валюты к доллару США). Относительные успехи неолиберального курса в макроэкономической сфере сочетались с высоким уровнем безработицы (18,8 % в 1996 году, 19,2 % в 2001 году, 10,2 % в 2006 году), снизить который власти были не в состоянии.
В 2001 году Аргентину охватил жесточайший экономический кризис, заставивший власти ввести мораторий на выплату государственного долга (в общей сложности была заморожена выплата более 150 миллиардов долларов США). Финансовый крах вызвал крушение банковской системы, волну банкротств, многие аргентинцы, лишившись сбережений и работы, оказались за чертой бедности.
Главными задачами администрации президента Нестора Киршнера (2003–2007 годы) стали: преодоление дефицита государственного бюджета, урегулирование кризиса с выплатой государственного долга, восстановление банковской системы. В целом властям удалось преодолеть последствия катастрофы 2001 года, к 2004–2005 годам, и высокие темпы развития экономики Аргентины (даже в условиях первого года глобального финансово-экономического кризиса) свидетельствовали о её восстановлении.
Очевидно, что высокая социальная цена экономического неолиберализма диктует необходимость перехода к более социально ориентированной экономической политике, что было признано администрацией Н. Киршнера и подтверждено президентом К. Фернандес де Киршнер. Этими соображениями (включая стремление пополнить государственный бюджет, в том числе для реализации социальных программ) власти руководствовались, например, при попытке повышения в начале 2008 года экспортных пошлин на ряд сельскохозяйственных товаров: в условиях высоких цен на сою и кукурузу на мировых рынках внутренний рынок столкнулся с локальным дефицитом и ростом цен на продукты питания. На волне распространения мирового финансово-экономического кризиса в ноябре 2008 года был принят закон о национализации пенсионных фондов в интересах защиты средств граждан. Впрочем, оппозиция утверждала, что правительство стремится использовать эти средства для погашения международного долга страны.
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): фураж, отходы пищевой промышленности (11,13 %); жиры и масла животного и растительного происхождения и др. (10,08 %); зерновые культуры (9,67 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (9,59 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (9,27%); масличные семена, фрукты и др. (6,98 %); мясо и субпродукты (2,75 %); изделия из чугуна и стали (2,65 %); энергосиловое оборудование (2,60 %); пластмассы и изделия из них (2,11 %); рыба и морепродукты (1,79 %); руды, шлак, зола (1,59 %) и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (16,31 %); энергосиловое оборудование (16,03 %); электрическое и электронное оборудование (11,12 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (7,20 %); органические химикаты (5,42 %); чугун, сталь и изделия из них (4,92 %); пластмассы и изделия из них (3,88 %); удобрения (2,57 %); продукция авиастроения (2,09 %); фармацевтическая продукция (1,98 %); оптические, фотографические, технические, медицинские и др. приборы (1,90 %); каучук и изделия из него (1,88 %) и др.
Основными торговыми партнёрами Аргентины традиционно являются США, а также другие страны «Большой семёрки», в особенности Германия и Италия. Значительно возросла роль Китая как торгового партнёра. В последние годы возросло значение внешнеторговых и интеграционных связей Аргентины со странами МЕРКОСУР, в первую очередь с крупнейшей экономикой региона — Бразилией, вместе с которой Аргентина является локомотивом экономического развития Южной Америки.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Аргентина в XIX — начале XX века
- Аргентина под властью военных и консерваторов
- Президентство Хуана Перона
- Попытки перехода к демократическому правлению, период политической нестабильности и возвращение Перона к власти
- Военные у власти: 1976–1983 годы
- Переход к демократии. Аргентина в конце XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Василий Михайлович Головнин — российский мореплаватель, вице-адмирал. В 1792 году ...
В книге рассказывается о развитии природных условий наше страны в течение ...