Малайзия / Конституционные основы, характеристика формы правления

В Малайзии действует конституция Малайской федерации, вступившая в силу 31 августа 1957 года, преобразованная 16 сентября 1963 года в конституцию Малайзии после включения в неё разделов, посвящённых Сараваку и Сабаху. На сегодняшний день к конституции Малайзии было принято 42 поправки.

Гл. 2 конституции даёт очень краткий перечень прав и свобод (ст. 5–13). К ним относятся право на жизнь и свободу, на справедливое правосудие, запрет рабства, право на соразмерное и законное наказание за совершенное преступление, принцип равенства всех граждан перед законом, запрет на лишение гражданства, свобода слова, собраний и ассоциаций, свобода совести и вероисповедания, запрет на дискриминацию по расовым признакам, религиозной принадлежности и месту рождения, право на равный доступ к образованию и гарантии частной собственности. Свободы слова, собраний и ассоциаций могут ограничиваться парламентом в целях обеспечения государственной безопасности.

Конституционных обязанностей в документе не закреплено.

Помимо компетенций органов государственной власти, описания федеративного устройства в конституции также зафиксированы нормы, регулирующие гражданство (ст. 14–31), принципы работы государственных служащих (ст. 132–148), нормы, регулирующие применение чрезвычайного положения (ст, 149–151), заключительные и переходные положения (ст. 162–180), иммунитеты правителей штатов (ст. 181).

Всего конституция содержит 181 статью, которые объединены в 14 глав, а также 13 приложений (12-е отменено), которые содержат уточняющие положения по вопросу о функционировании органов власти и распределению властных полномочий.

Ст. 159 конституции описывает механизм принятия поправок. Поправка к конституции должна быть утверждена обеими палатами парламента не менее чем 2/3 голосов в трёх чтениях. Поправка считается принятой после утверждения её Верховным правителем.

Малайзия является федеративной парламентской конституционной монархией. Главой государства в Малайзии является Верховный правитель (малай. Янг ди-Пертуанг Агонг), который избирается на пятилетний срок среди султанов девяти штатов Малайзии (Джохор, Кедах, Келантан, Негри-Сембилан, Паханг, Перак, Перлис, Селангор, Тренггану) по старшинству в порядке очередности. Верховный правитель в своих действиях руководствуется рекомендациями правительства и парламента. После принятия в 1983 году конституционной поправки о лишении его права абсолютного и отлагательного вето, он сохранил единственный реальный механизм воздействия на ход политических процессов — право роспуска парламента (хотя обычно эта процедура осуществляется по предложению премьер-министра, но Верховный правитель имеет право не распускать парламент, когда того хочет премьер-министр). Формально, он назначает премьер-министра, судей Федерального суда, а также вручает государственные награды. Верховный правитель обладает правом помилования лиц, осуждённых за преступления, совершенные на федеральных территориях. Аналогичными полномочиями обладают правители штатов на территории штатов (как султаны, так и губернаторы).

Верховный правитель избирается Конференцией правителей (малай. Маджлис Раджа Раджа) на пятилетний срок. Конференция правителей собирается после истечения полномочий предыдущего Верховного правителя (или в случае смерти или отречения последнего) и состоит из девяти наследственных правителей штатов (султанов). Каждый из султанов номинируется на пост Верховного правителя, после чего все члены Конференции начинают голосовать за каждого из султанов по очереди в алфавитном порядке по названию штата, начиная с того, кто следует за предыдущим Верховным правителем. Процедура голосования тайная. Первый султан, набравший пять голосов, становится Верховным правителем. После чего участники Конференции аналогичным образом избирают заместителя Верховного правителя (малай. Тимбалан Янг ди-Пертуан Агонг). Голосование начинается с султана, чей штат является следующим в алфавитном порядке после штата только что выбранного Верховного правителя.

Избранные Верховный правитель и его заместитель остаются правителями собственных штатов и главами мусульман своих штатов, хотя они могут назначить регентов.

Конференция правителей, собирающаяся на очередные заседания, состоит не только из наследственных правителей, но и губернаторов, а также премьер-министра и ключевых министров. Конференция рекомендует Верховному правителю кандидатуры судей, Генерального прокурора, членов Избирательной комиссии и Комиссии по государственной службе. Она также обсуждает вопросы изменения границ между штатами и всей федерации в целом, исламское законодательство (кануны и фирманы), а также является высшей инстанцией, осуществляющей толкование законов. После принятия поправок 1993 и 1994 годах единственной привилегией правителей осталась прерогатива совершенства.

С декабря 2006 года Верховным правителем является Султан Тренггану Мизан Зайнал Абидин ибни аль-Мархум Султан Махмуд.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Человеку жить всюду / В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек необычайно широко расширил границы своего обитания и масштабы освоения не только всех регионов нашей планеты, но и космического пространства. 13 связи с этим перед наукой встаёт ряд требующих ответа вопросов: каковы пределы возмоЧеловеку жить всюду
В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек ...
Белые пятна безбрежного океана / В книге в популярной форме рассказывается о воде — одном из самых распространённых и в то же время самых необыкновенных веществ на Земле. В ней говорится о том, какую роль сыграла вода в формировании нашей планеты: в образовании океанов, материков, горных хребтов, пустынь, в возникновении жизни на ЗБелые пятна безбрежного океана
В книге в популярной форме рассказывается о воде — одном из самых ...
География и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 года / Монография Р. Джонстона, известного английского географа, посвящена анализу возникновения, развития и трансформации научных идей за послевоенное время в социальной географии — преимущественно американской и английской. Книга, несомненно, вызовет большой интерес у широкого круга отечественных географГеография и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 года
Монография Р. Джонстона, известного английского географа, посвящена анализу ...