Китай / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
По канонам западной политологии доминирующая роль КПК исключает либерально-демократические принципы представительства интересов. В реальной жизни политическая структура КНР демонстрирует определённую степень представительства организованных интересов, главным образом, через деятельность института «межпартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК», значение которого в процессе принятия решений усиливается, и функционирование неправительственных организаций (НПО).
В истории коммунистического Китая организация и артикуляция интересов «была позволена» населению во время организованной Мао Цзэдуном «культурной революции» против «врагов социализма». После этого, с конца 1970-х годов, имела место артикуляция интересов населения главным образом на индивидуальном уровне через официальные каналы и механизмы на рабочих местах, в частности для выражения недовольства деятельностью конкретных чиновников.
В Китае действуют иерархичные массовые организации общенационального масштаба, наиболее активными из которых являются Всекитайская федерация профсоюзов и Федерация женщин. Однако эти организации скорее носят характер подразделений КПК в обществе. Руководящие посты в этих организациях занимают назначаемые КПК члены партии. Таким образом, функции этих организаций сводятся преимущественно к продвижению политической линии КПК, чем к представительству групповых интересов.
В КНР действует специфический компонент политической системы — Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), который хотя и демонстрирует положительную динамику в процессе «участия во власти», однако степень «участия» в целом не высокая, а деятельность НПКСК в целом остро нуждается в усилении правового обоснования.
Механизм артикуляции организованных групповых интересов находится в процессе формирования и ещё не получил яркого выражения. Существующие механизмы организации интересов и официальные каналы их артикуляции не оказывают значительного влияния на процесс выработки политического курса и принятия важных политических решений, они скорее направлены на решение текущих административных проблем (например, на борьбу с коррумпированностью и злоупотреблением властью чиновников) и продвижение политического курса КПК.
Сегодня НПО в Китае пребывают в процессе становления и развития. Они сталкиваются с серьёзными проблемами, которые в основном сводятся к определению их правового статуса (регистрации), регулированию их деятельности и финансированию.
Согласно законодательству КНР, помимо ассоциаций, представляющих интересы различных социальных групп (женщин, инвалидов, национальных меньшинств и др.), в категорию НПО попадают все некоммерческие учреждения, в том числе больницы, школы, музеи, исследовательские институты и так далее. Таким образом, лишь некоторые организации могут рассматриваться в качестве НПО в традиционно западном понимании. НПО в Китае можно условно разделить на: общественные организации, некоммерческие организации, фонды, образовательные учреждения и корпорации. В Китае действуют около 100 000 общественных организаций и 100 000 частных некоммерческих организаций.
В КНР существуют массовые общественные (народные) организации, действующие под контролем КПК и представленные в НПКСК, общей численностью около 2000. Крупнейшими из них являются: Коммунистический союз молодёжи, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодёжи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев и др.
Законодательная база КНР в области регулирования деятельности НПО разработана в недостаточной степени. Как следствие, подавляющее большинство функционирующих в Китае НПО не зарегистрировано (по различным оценкам, их число превышает 1 миллион). Была информация о разработке к 2002 году поправок к действующему закону о регистрации НПО, которые содержали бы детально проработанные критерии определения НПО, но точной информации о ходе работы над ними нет. Как представляется, в связи с деятельностью запрещённой секты Фалуньгун эта работа отложена. Правительство ведёт осторожную политику в отношении НПО, деятельность зарубежных религиозных организаций в Китае запрещена. Тем не менее большинство организаций, не действующих в чувствительных с политической точки зрения областях, не подвергаются преследованию или каким-либо иным ограничениям со стороны властей.
Зарубежные НПО также испытывают сложности с определением правового статуса, так как они не могут зарегистрироваться в качестве независимых организаций, поскольку законодательное регулирование их деятельности отсутствует. В настоящее время рассматривается законопроект о зарубежных НПО.
За последние несколько лет количество НПО увеличилось и в настоящее время продолжает расти. Действуют организации: Yunnan Eco-Network (Эко-Сеть Юньнаня), занимающаяся вопросами экологии провинции Юньнань и западного Китая; Green China Foundation (Китайский Фонд Зелёных), The Center of Botany and Indigenous Knowledge, Kadoorie Farm and Botanic Garden и др. Также государство поддержало усилия зарубежных НПО по борьбе с бедностью. Разработан законопроект, поощряющий более широкое участие организаций в социально-экономическом развитии.
← Назад | НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Первые династии Китая
- Императорский Китай
- Превращение Китая в полуколонию
- Республиканский Китай в 1912–1949 годов. Вторжение Японии. Гражданская война. Конституционное развитие
- Вторая Мировая Война
- Коммунистический Китай в 1949 году — наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Председатели КНР в 1935–1982 годах
- Генеральные секретари КНР в 1956–2012 годах
- Главы государства. Председатель Центрального Народного Правительства в 1949–1954 годах
- Главы государства. Председатели в 1954–1975 годах
- Главы государства. Председатели КНР в 1983–2012 годах
- Главы государства. Премьеры Госсовета в 1949–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Особый административный район Макао (АОАР)
- Особый административный район Сянган (СОАР)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ в обществе
- Положение Китая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США
- Отношения с Японией
- Отношения с Индией
- Отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Китая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года ...
ЦАР — одна из наименее развитых стран Африки. Расположенная в центре континента, ...
Авторы, геофизик и историк, используя богатейший материал древнерусских ...