Китай / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Китайская цивилизация является одной из самых древних в мире, её высокоразвитая и самодостаточная культура оказывала значительное влияние на соседние государства.

В Китае с древних времён укрепилась традиционная китаецентристская модель мироустройства, согласно которой ойкумена представлялась как крут, центр которого занимал китайский народ. В период династии Инь (XIV–XI века до нашей эры) была развита концепция о «четырёх землях» и «четырёх морях», лежащих вокруг «Великого города Шан», находящегося в центре Поднебесной. Позднее это иньское представление о «Великом городе Шан», лежащем в центре Поднебесной, трансформировалось в противопоставление «хуа ся» (этнической общности китайцев) — «мань» (соседним варварским племенам) в эпоху Чжоу (XII–III века до нашей эры). Затем сформировалось понятие «Чжунго» — Срединные царства. Позднее, в эпоху империи Хань, это понятие, понимавшееся уже как Срединное государство, противопоставлялось понятию «вайго» (чужеземные государства), а позднее понятию «вайфань» (иноземный вассал). Конфуцианская традиция придерживалась концепции о качественном различии между жителями «центра Поднебесной» и «периферийными народами».

Таким образом, в представлении китайской традиции Срединное государство рассматривалось как центр Поднебесной, где силы «инь» и «ян», порождающие все сущее, находились в гармоничном соответствии. Чем далее от центра и культурного влияния китайской цивилизации жили народы, тем более был смещён баланс этих сил и, соответственно, тем ниже была степень их развития. Эта эгоцентрическая концепция была взята на вооружение и другими последующими династиями и прослеживается по сей день.

В тексте конституции КНР упоминается о попытках капиталистических стран ущемить национальную гордость китайцев и чинимом произволе иностранцев в XIX — начале XX века. Так, в Преамбуле конституции говорится, что с 1840 года Китай стал превращаться в полуколониальную страну, но народ Китая вёл долгую героическую войну за национальную независимость и освобождение, демократию и свободу. В 1949 году народ Китая под руководством КПК выполнил историческую миссию свержения империализма, феодализма и бюрократического капитализма, став подлинным хозяином своей страны.

Национальная идея современного Китая тесно переплетается с официальной идеологией коммунизма. Согласно конституции, Китай находится и ещё долгое время будет находиться на ранней стадии развития социализма. Тем не менее в Китае уже установилась демократическая диктатура народа во главе с рабочим классом. Стратегическая цель китайского народа заключается в построении социализма по китайской модели, чтобы в конечном итоге превратить Китай в мощное и процветающее социалистическое государство с высоким уровнем культуры и демократии.

В Китае имеют место идеологические расколы и конфликты. В частности, как системно-идеологический конфликт можно охарактеризовать противостояние правительства Пекина и Тайбэя (тайваньский вопрос), конфликт центрального правительства КНР с продемократическими партиями Гонконга, конфликт правительства КНР с эмигрантским правительством Далай-ламы (тибетский вопрос), конфликт центрального правительства КНР с Исламским движением Восточного Туркестана (СУАР), конфликт с сектой Фалуньгун.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX века / Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего Н. И. Потанина. Омск, 1896 год. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1896 года (издательство «Омск»).Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX века
Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего ...
Каинит и полигалит в соляных месторождениях Советского Союза / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Каинит и полигалит в соляных месторождениях Советского Союза
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...