Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики

Бахрейн / Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики

Бахрейн является экономически преуспевающим государством.

По структуре национального хозяйства Бахрейн похож на другие нефтедобывающие страны Персидского залива — ведущая роль в нем принадлежит нефтегазовому сектору, который начал развиваться намного раньше других отраслей, а затем стал «локомотивом» местной экономики. Нефтедобыча и нефтепереработка обеспечивают до 20 % ВВП и до 60 % экспорта. В 1980–1990-е годы доля нефтяной промышленности в ВВП заметно снизилась (ранее — более 50 %). При этом увеличился удельный вес ненефтяных секторов экономики.

Особенности экономики Бахрейна — дешёвая энергия, значительные инвестиционные возможности и дефицит местных трудовых ресурсов — предопределили путь развития: энерго- и капиталоёмкий, но трудосберегающий. Эта стратегия проявляется в специализации страны на нефтепереработке и металлургии, ориентации на превращение в общеарабский центр банковских операций. Малые размеры государства и небольшая численность населения привели к развитию экспорториентированной экономики.

Стратегия развития Бахрейна базируется на принципах свободной рыночной экономики. В сентябре 2004 года Бахрейн первым из стран Залива подписал с США Соглашение о свободной торговле (FTA).

Трудовые ресурсы составляют 299 тысяч человек. Большая часть из них представлена иммигрантами (60 %). Уровень безработицы составляет 16,5 % (2001 год), причём Бахрейн первым из стран региона ввёл в действие институт страхования от безработицы.

Структура ВВП по занятости: в промышленности, коммерции и сфере услуг занято 79 % населения, в государственных структурах — 20 %, в сельском хозяйстве — 1 %.

До 60 % доходной части государственного бюджета традиционно составляют поступления от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки.

Основные статьи экспорта: продукция нефтегазового сектора (66,9 %), алюминий (15 %), продукция текстильной промышленности (7,6 %). Основные партнёры по экспорту: США — 23,8 %, Саудовская Аравия — 14,2 %, Тайвань — 9,8 %, Малайзия — 4,3 %, Индия — 4,2 %.

Страна импортирует: нефтепродукты (36,6 %), промышленное оборудование (11,8 %), стройматериалы, продовольствие, напитки, табачную продукцию (11,2 %). Основные партнёры по импорту: Австралия — 10,0 %, Саудовская Аравия — 9,0 %, Япония — 8,3 %, США — 7,8 %, Великобритания — 6,4 %, Германия — 6,0 %.

В 1929 году «Standard Oil Company of California» (Socal), известная сейчас как «Шеврон», начала разведку и добычу нефти на архипелаге. К 1935 году были разведаны уже 16 нефтяных скважин, а в 1936 году Socal продал часть месторождений «Техасской Нефтяной Компании» (Texaco) и основал совместно с ней Нефтяную Компанию Бахрейна (ВАРСО). До 1971 года доходы Варсо составляли до 60 % государственного бюджета и являлись основным источником финансирования многих социальных программ. До 1975 года государство владело 60 % акций компании, а в 1980 году выкупило остаток пакета.

По сравнению с Кувейтом и Саудовской Аравией нефтяные запасы Бахрейна ограничены — в 2007 году доказанные запасы составили 118,6 миллионов баррелей (Саудовская Аравия — 264,3 миллиарда баррелей; Кувейт — 101,5 миллиарда баррелей). По оценочным данным, ежедневная добыча в 2007 году составляла 184,3 тысяч баррелей (Саудовская Аравия — 11 миллионов баррелей; Кувейт — 2,44 миллиона баррелей).

Страна также обладает запасами природного газа. В 1979 году правительство учредило Национальную Газовую Компанию Бахрейна (Banagas), запасы которой оценивались в 2006 году в 88,26 миллиарда кубических м. Весь добываемый газ (10,27 миллиарда кубических м в 2005 году) потребляется на внутреннем рынке.

Кроме добычи сырья в стране развивается производство алюминия и судостроение. Основанный в 1968 году завод Aluminium of Bahrain (Alba) — одно из крупнейших предприятий по производству алюминия в мире, его производственная мощность — 509 тысяч тонн в год. В 1980-х годах совместно с Alba в стране были построены ещё 2 алюминиевых комбината.

Судоремонтная промышленность страны представлена Арабской судостроительной и судоремонтной компанией (AS), которая была основана в 1977 году. Её совладельцами помимо Бахрейна являются ещё 6 стран-членов организации Арабских экспортёров нефти (ОАРЕС).

Одной из приоритетных задач экономической политики Бахрейна является диверсификация экономики в сторону отхода от тотальной нефтяной зависимости в условиях стремительного сокращения запасов нефти. Для решения этой задачи правительство делает ставку на развитие альтернативных областей промышленности, туризма, недвижимости и торговли, в том числе транзитной.

Имея хорошо развитые коммуникационные технологии и транспортную сеть, Бахрейн привлекает множество транснациональных компаний, готовых развивать свой бизнес в регионе Персидского залива.

Несмотря на скудность сельскохозяйственных ресурсов (лишь 14,2 % земель пригодны для земледелия), сельское хозяйство в течение долгих лет оставалось важным сектором экономики. До того как началось развитие нефтяной индустрии, в стране было широко распространено выращивание финиковых пальм, плоды которых составляли одну из основных статей экспорта. К 1993 году размер сельскохозяйственных угодий сократился до 1 500 га (по сравнению с 6 000 га до обретения независимости). Обрабатываемые земли включают около 10 000 участков, распределённых между более 800 собственниками (около 60 % из них принадлежит частным лицам, однако Король остаётся самым крупным землевладельцем).

С 1980 года политика государства направлена на стимулирование мелких хозяйств. В соответствии с действующей программой фермеров обеспечивают семенами и необходимым инвентарём, предоставляют выгодные кредиты. Такая политика приносит плоды: в стране значительно возросло производство зерна, яиц, молока, овощей и фруктов. Морские промыслы в Бахрейне развиты слабо в связи с загрязнением вод Персидского залива, ведётся жемчужный промысел.

На Бахрейне нет железных дорог. Общая протяжённость автомобильных дорог 3 583 км (2001 год), из них 80 % приходится на асфальтированные шоссе. В 1986 году автомагистраль связала Бахрейн с Саудовской Аравией, а с островами Мухаррак и Умм-Наасан Бахрейн соединён дамбами, по которым проложены автомобильные дороги. Автопарк страны в 2002 году включал в себя 176 тысяч легковых автомобилей, а также 36 231 единицу автобусов и грузового транспорта. Морской транспорт представлен 121 судном общим водоизмещением 338,091 тысяч тонн. Основной объём торговых экспортно-импортных операций осуществляется через крупные национальные порты — Сальман, Манаму и Ситра.

Получил широкое развитие трубопроводный транспорт. В середине 1990-х годов общая сеть нефте- и газопроводов составила более 100 км. Наиболее протяжённый — подводный нефтепровод Даммам (Саудовская Аравия) — остров Бахрейн — 55 км. Помимо него существует развитая сеть малых нефтепроводов, по которым нефть поступает на нефтеочистительные заводы ВАРСО и в нефтехранилища. Длина трубопроводов для перекачки природного газа — 32 км.

Бахрейн является важным узлом международных авиалиний. В стране действуют 4 современных аэропорта. Главный из них — международный аэропорт Бахрейна на острове Мухаррак, являющийся одним из крупнейших в районе Персидского залива.

Бахрейн является крупнейшим международным финансовым центром. Банковский сектор обеспечивает около 20 % ВВП. Официальной денежной единицей в стране является бахрейнский динар.

Центральное место в структуре банковско-кредитной системы занимает Валютно-финансовое агентство Бахрейна, находящееся под контролем государства. В качестве Центрального Банка агентство представляет собой государственную уполномоченную организацию, строго придерживающуюся в своей работе инструкций правительства. Капитал и резервы банка насчитывают 290,9 миллионов бахрейнских динар, а общая сумма депозитов в 2000 году составляла примерно 136 миллионов бахрейнских динар.

Помимо Валютно-финансового агентства, банковские структуры Бахрейна включают: 19 коммерческих банков, в числе которых 2 специализированных, 13 исламских банков, 33 инвестиционных банка, 5 брокерских агентств и др. В 2001 году их общий оборот составил 102,700 миллиардов долларов США, из них 3,883 миллиардов долларов США приходится на коммерческие банки, 4,034 миллиарда долларов США — на инвестиционные банки.

В 1975 году Бахрейнское валютное агентство учредило лицензии на офшорные банковские операции, что обеспечило обращение существенной части аравийских «нефтедолларов». Более 50 офшорных банков (на них приходится 88,370 миллиардов долларов США) стали новым компонентом финансовой системы страны, придающим эмирату реальный вес в мировой экономике.

Руководство страны провозгласило курс на всемерное развитие индустрии туризма как альтернативного источника бюджетных поступлений. Доходы от туризма в 2002 году составили более 600 миллионов долларов Объявлено о поддержке этой перспективной для Бахрейна отрасли и начале реализации нескольких туристических проектов общей стоимостью свыше 500 миллионов долларов.

В классификации Всемирного Банка Бахрейн назван страной с экономикой «высокого дохода, не член ОЭСР» (2008 год). Статус страны как заёмщика в классификации Всемирного Банка не определён.


←   Назад  |   Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Полезные ископаемые Сибири / Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных месторождений. В 2-х частях, со 108-ю чертежами и 9-ю рисунками в тексте. Часть 1. Автор — горный инженер В.С. Реутовский. Санкт-Петербург, издание Горного Департамента, типография Розена, 1905 года. Воспроизведено в оригинальной авПолезные ископаемые Сибири
Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных ...
Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года (издательство «Петроград»).Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года ...
Пересекая Атлантику / Книга посвящена истории плаваний по Атлантическому океану, долгое время служившему кратчайшей дорогой из Европы в Америку; автор рассказывает о первых путешественниках через Атлантику, о пассажирских, торговых и почтовых перевозках по океану и о капризах морской стихии, расстраивавшей планы людей.Пересекая Атлантику
Книга посвящена истории плаваний по Атлантическому океану, долгое время ...