Латвия / Особенности законодательной власти

Однопалатный парламент (Сейм) состоит из 100 народных представителей. Он формируется на основании всеобщего, равного, прямого, тайного голосования по пропорциональной системе (ст. 6). На выборах действует 5 %-ный барьер.

Срок полномочий Сейма — четыре года. Активное избирательное право принадлежит гражданам Латвии, достигшим 18 лет, а после достижения 21 года у них возникает и право быть избранными в Сейм (ст. 8).

Члены Сейма, выступая как представители всей нации, не могут быть отозваны избирателями (ст. 14). Они обладают иммунитетом от судебного, административного и дисциплинарного преследования за голосование или мнения, высказанные в ходе исполнения депутатских обязанностей (ст. 28). Согласно ст. 29 и 30 конституции, все ограничения депутатской неприкосновенности (арест, обыск, судебное преследование) возможны только после получения согласия Сейма на эти действия (в период между сессиями — его президиума).

Конституция не запрещает совмещение депутатского мандата с членством в кабинете министров. Президент не может быть одновременно членом Сейма. Единственным ограничением для депутата конституция называет запрет на получение заказов и концессий от государства (ст. 32).

Конституция Латвии определяет сферу исключительных законодательных полномочий Сейма, в которую не может вторгаться даже народ, который тоже наделён правом законодательной деятельности (ст. 64). На народное голосование в виде национального референдума не могут быть вынесены законы о бюджете, о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской обязанности, объявлении войны и заключении мира, объявлении и прекращении чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами (ст. 73). Любые другие законопроекты могут быть вынесены на национальный референдум (принцип народного суверенитета).

В течение 10 дней после принятия закона Сеймом президент может просить председателя Сейма (в письменной форме с представлением обоснования) изменить закон. Если Сейм отклонит предложенные поправки, президент более не может просить законодателей пересмотреть закон (ст. 71).

Согласно ст. 72 конституции, президент имеет право задержать опубликование закона на два месяца (он также обязан это сделать по требованию не менее 1/3 членов Сейма). Закон, опубликование которого задержано таким образом, может быть вынесен на национальный референдум, если соответствующее требование выдвинуто не менее чем 10% избирателей в течение двух месяцев. В случае нарушения этого правила референдум не назначается, и закон подлежит публикации. Референдум не проводится в случае, если Сейм не менее чем 3/4 голосов подтвердит принятый им закон. Референдум (в соответствии со ст. 72 конституции) может отменить принятый закон (ст. 74).

Ст. 75 конституции позволяет Сейму принять решение о срочности закона. Решение, принятое 2/3 голосов, не только обязывает президента опубликовать закон в течение трёх дней после его получения, но и не позволяет ему добиваться его повторного рассмотрения (то есть блокирует право президентского вето).


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Путешествие академика Н.Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя / Книга для интересующихся географией, историей и исторической географией Северо-запада России. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1812 года (издательство «Императорская Академия наук»).Путешествие академика Н.Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя
Книга для интересующихся географией, историей и исторической географией ...
Популярная история Земли / В книге излагаются в общедоступной форме современные сведения об истории нашей планеты, о росте ядра и эволюции оболочек, происхождении атмосферы и гидросферы, образовании и развитии океанической и континентальной земной коры, геологических периодах последних 600 миллионов лет. Специальные главы посПопулярная история Земли
В книге излагаются в общедоступной форме современные сведения об истории нашей ...
Бельгия / Бельгия — небольшая, но своеобразная западноевропейская страна. В силу специфичности промышленности она оказалась наиболее поражена экономическим кризисом капитализма в 70-х годах. В популярной форме автор рассказывает о географическом положении, природе, населении и хозяйстве, национальных праздникБельгия
Бельгия — небольшая, но своеобразная западноевропейская страна. В силу ...