Латвия / Особенности законодательной власти

Однопалатный парламент (Сейм) состоит из 100 народных представителей. Он формируется на основании всеобщего, равного, прямого, тайного голосования по пропорциональной системе (ст. 6). На выборах действует 5 %-ный барьер.

Срок полномочий Сейма — четыре года. Активное избирательное право принадлежит гражданам Латвии, достигшим 18 лет, а после достижения 21 года у них возникает и право быть избранными в Сейм (ст. 8).

Члены Сейма, выступая как представители всей нации, не могут быть отозваны избирателями (ст. 14). Они обладают иммунитетом от судебного, административного и дисциплинарного преследования за голосование или мнения, высказанные в ходе исполнения депутатских обязанностей (ст. 28). Согласно ст. 29 и 30 конституции, все ограничения депутатской неприкосновенности (арест, обыск, судебное преследование) возможны только после получения согласия Сейма на эти действия (в период между сессиями — его президиума).

Конституция не запрещает совмещение депутатского мандата с членством в кабинете министров. Президент не может быть одновременно членом Сейма. Единственным ограничением для депутата конституция называет запрет на получение заказов и концессий от государства (ст. 32).

Конституция Латвии определяет сферу исключительных законодательных полномочий Сейма, в которую не может вторгаться даже народ, который тоже наделён правом законодательной деятельности (ст. 64). На народное голосование в виде национального референдума не могут быть вынесены законы о бюджете, о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской обязанности, объявлении войны и заключении мира, объявлении и прекращении чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами (ст. 73). Любые другие законопроекты могут быть вынесены на национальный референдум (принцип народного суверенитета).

В течение 10 дней после принятия закона Сеймом президент может просить председателя Сейма (в письменной форме с представлением обоснования) изменить закон. Если Сейм отклонит предложенные поправки, президент более не может просить законодателей пересмотреть закон (ст. 71).

Согласно ст. 72 конституции, президент имеет право задержать опубликование закона на два месяца (он также обязан это сделать по требованию не менее 1/3 членов Сейма). Закон, опубликование которого задержано таким образом, может быть вынесен на национальный референдум, если соответствующее требование выдвинуто не менее чем 10% избирателей в течение двух месяцев. В случае нарушения этого правила референдум не назначается, и закон подлежит публикации. Референдум не проводится в случае, если Сейм не менее чем 3/4 голосов подтвердит принятый им закон. Референдум (в соответствии со ст. 72 конституции) может отменить принятый закон (ст. 74).

Ст. 75 конституции позволяет Сейму принять решение о срочности закона. Решение, принятое 2/3 голосов, не только обязывает президента опубликовать закон в течение трёх дней после его получения, но и не позволяет ему добиваться его повторного рассмотрения (то есть блокирует право президентского вето).


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Русская Америка / Книга посвящена свершениям и судьбам землепроходцев и мореплавателей, участвовавших в открытии, исследовании и освоении Нового Света. Тема эта неисчерпаема, самые различные грани американской действительности несут отпечаток участия русских. Особое значение для «Русской Америки» имеет тот славный исРусская Америка
Книга посвящена свершениям и судьбам землепроходцев и мореплавателей, ...
Геология океана: загадки, гипотезы, открытия / Геология океана — одна из бурно развивающихся отраслей современной науки. Первые представления человека об океане относятся к глубокой древности и дошли до нас в виде мифов и легенд: о всемирном потопе, загадочной Атлантиде и др. С попыток разгадать эти тайны и начинается история освоения океана. ВсГеология океана: загадки, гипотезы, открытия
Геология океана — одна из бурно развивающихся отраслей современной науки. Первые ...
Страны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства) / Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В работе дан анализ природных условий и состояния среды, особенностей хозяйственного использования территорий и различных факторов воздействия человека на среду, причин последней сахельской засухи, путей и методов борьбы сСтраны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства)
Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В ...