Латвия / Особенности законодательной власти
Однопалатный парламент (Сейм) состоит из 100 народных представителей. Он формируется на основании всеобщего, равного, прямого, тайного голосования по пропорциональной системе (ст. 6). На выборах действует 5 %-ный барьер.
Срок полномочий Сейма — четыре года. Активное избирательное право принадлежит гражданам Латвии, достигшим 18 лет, а после достижения 21 года у них возникает и право быть избранными в Сейм (ст. 8).
Члены Сейма, выступая как представители всей нации, не могут быть отозваны избирателями (ст. 14). Они обладают иммунитетом от судебного, административного и дисциплинарного преследования за голосование или мнения, высказанные в ходе исполнения депутатских обязанностей (ст. 28). Согласно ст. 29 и 30 конституции, все ограничения депутатской неприкосновенности (арест, обыск, судебное преследование) возможны только после получения согласия Сейма на эти действия (в период между сессиями — его президиума).
Конституция не запрещает совмещение депутатского мандата с членством в кабинете министров. Президент не может быть одновременно членом Сейма. Единственным ограничением для депутата конституция называет запрет на получение заказов и концессий от государства (ст. 32).
Конституция Латвии определяет сферу исключительных законодательных полномочий Сейма, в которую не может вторгаться даже народ, который тоже наделён правом законодательной деятельности (ст. 64). На народное голосование в виде национального референдума не могут быть вынесены законы о бюджете, о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской обязанности, объявлении войны и заключении мира, объявлении и прекращении чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами (ст. 73). Любые другие законопроекты могут быть вынесены на национальный референдум (принцип народного суверенитета).
В течение 10 дней после принятия закона Сеймом президент может просить председателя Сейма (в письменной форме с представлением обоснования) изменить закон. Если Сейм отклонит предложенные поправки, президент более не может просить законодателей пересмотреть закон (ст. 71).
Согласно ст. 72 конституции, президент имеет право задержать опубликование закона на два месяца (он также обязан это сделать по требованию не менее 1/3 членов Сейма). Закон, опубликование которого задержано таким образом, может быть вынесен на национальный референдум, если соответствующее требование выдвинуто не менее чем 10% избирателей в течение двух месяцев. В случае нарушения этого правила референдум не назначается, и закон подлежит публикации. Референдум не проводится в случае, если Сейм не менее чем 3/4 голосов подтвердит принятый им закон. Референдум (в соответствии со ст. 72 конституции) может отменить принятый закон (ст. 74).
Ст. 75 конституции позволяет Сейму принять решение о срочности закона. Решение, принятое 2/3 голосов, не только обязывает президента опубликовать закон в течение трёх дней после его получения, но и не позволяет ему добиваться его повторного рассмотрения (то есть блокирует право президентского вето).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Латвии в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Под властью немецких рыцарей (XIII–XVI веках)
- Под властью поляков и шведов (XVI–XVII веках)
- В составе Российской империи
- Латвия в начале XX века
- Восстановление независимости
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (председатель Верховного Совета — до 1992 года)
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Сейме по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Латвии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годы
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Положение Латвии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Прибыв в Африку в качестве миссионера, Ливингстон в отличает от большинства своих ...