Латвия / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Согласно конституции, государственная власть в Латвии осуществляется Сеймом, президентом и кабинетом министров.

Парламент активно использует конституционные инструменты контроля за правительством, в числе которых наиболее эффективными можно назвать депутатские запросы и вопросы (ст. 27). По требованию не менее 1/3 депутатов Сейм создаёт комиссии для проведения парламентских расследований по конкретным вопросам (ст. 26).

В конституции Латвии выражение вотума недоверия кабинету министров не связано с возможностью роспуска Сейма, то есть деятельность парламента не зависит от судьбы кабинета министров (что в целом нетипично для парламентских республик). Если Сейм выражает недоверие премьер-министру, уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подаёт в отставку, а вместо него премьер-министр подбирает нового кандидата на должность (ст. 59).

Влияние президента на формирование кабинета министров ограничено правом назначения его главы с учётом расстановки сил в парламенте, доверие которого необходимо для назначения кабинета министров. Президент может созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета (ст. 46).

Президент обладает правом законодательной инициативы (ст. 47), опубликования законов и правом отлагательного вето (ст. 69–72).

Он может предложить распустить Сейм (возможность самороспуска конституцией не предусмотрена). Его предложение выносится на национальный референдум. Для роспуска Сейма требуется больше половины голосов избирателей (ст. 48). Если необходимое число голосов на референдуме не набрано, президент считается смещённым с должности и уходит в отставку (ст. 50).

Парламент наделён правом сместить президента большинством, но не менее 2/3 голосов (соответствующая инициатива должна быть поддержана не менее чем половиной членов Сейма). В конституции отсутствуют основания для подобного решения Сейма.

В определённых обстоятельствах (отказ действующего президента от должности, смерть либо отзыв президента, а также нахождение его вне границ государства и при возникновении иных препятствий для исполнения обязанностей — ст. 52) обязанности президента может исполнять председатель Сейма.

Согласно ст. 54, при поддержке 2/3 членов Сейм может принять решение об уголовном преследовании президента.

Согласно ст. 53, президент не несёт политической ответственности за исполнение своих обязанностей, которая фактически возлагается на премьер-министра и министров, подписывающих документы наряду с президентом.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Человеку жить всюду / В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек необычайно широко расширил границы своего обитания и масштабы освоения не только всех регионов нашей планеты, но и космического пространства. 13 связи с этим перед наукой встаёт ряд требующих ответа вопросов: каковы пределы возмоЧеловеку жить всюду
В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек ...
Индонезия / Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития современной Индонезии. В ней отражены общие сведения, краткий исторический очерк, характеристика эко­номики, особенности социально-экономического развития, рассказы­вается о положении трудящихся и др. Брошюра содержит маИндонезия
Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития ...
Западная Европа / Под редакцией С. Н. Филиппова. С 36 картами и планами, 120 видами и рисунками и русско-французско-немецко-английско-итальянским дорожным словарём. Четвёртое издание, пересмотренное и дополненное. Одобрено Министерством финансов для библиотек коммерческих учебных заведений. Воспроизведено в оригинальЗападная Европа
Под редакцией С. Н. Филиппова. С 36 картами и планами, 120 видами и рисунками и ...