Венгрия / Конфликты и расколы
Современное венгерское общество в целом может быть охарактеризовано как малоконфликтное. Акции протеста и общественного недовольства до последнего времени были редки (наиболее значимым примером событий подобного рода, не считая беспорядков осени 2006 года и весны 2007 года, могут быть названы выступления фермеров, потребовавших немедленной выплаты сельскохозяйственных субсидий ЕС, в 2005 году) и не сопоставимы с аналогичными явлениями в других странах даже в рамках региона (к примеру, демонстрациями шахтёров в Польше в 2005 году, переросшими в ожесточённые столкновения с полицией).
Массовые беспорядки, имевшие место в сентябре и октябре 2006 года и марте 2007 года, не могут считаться признаком долгосрочной тенденции возрастания конфликтного потенциала. В данном случае наблюдается стихийное проявление социальной фрустрации (общество, длительное время наблюдавшее положительную динамику социально-экономического развития, осознало, что не приходится ожидать осуществления надежд на дальнейшее развитие схожими темпами), слившееся с попыткой попробовать «демократию в действии».
Данный кризис может указывать на высокий уровень гражданской активности венгров, большое влияние оппозиции и так далее, однако, принимая во внимание прекращение беспорядков и переход кризиса в мирное русло, говорить о серьёзной угрозе стабильности в стране не следует. Повторение беспорядков не исключено, однако европейский (в том числе польский) опыт подобных конфликтных ситуаций показывает, что их деструктивная сила в нынешнем виде невысока.
Источником социальной напряжённости является проблема цыганского меньшинства. У венгерского населения традиционно отмечается подозрительность и даже открыто негативное отношение к цыганам, являющимся носителями другого образа жизни и активно участвующим в криминальной деятельности. Ксенофобия достигла пика в 1990–1991 годах, когда страну затронула волна цыганских погромов, прошедшая по всей Восточной Европе и в случае с Венгрией вылившаяся в три погрома (минимальный показатель по региону; для сравнения, тогда же в Чехословакии зафиксированы 23, а в Румынии — 15 аналогичных эпизодов). Параллельно с этим (и в дальнейшем) были зафиксированы десятки случаев нападения на отдельных лиц цыганской национальности со стороны членов экстремистских группировок.
Кроме того, нередки конфликты между цыганами и сотрудниками правоохранительных органов, так же традиционно с подозрением относящихся к представителям данного меньшинства. Самыми заметными инцидентами здесь стали два рейда антитеррористических подразделений по ряду населённых пунктов со значительным цыганским населением в 1991–1992 годах и столкновения цыган с проводившими расследование полицейскими в деревне Оркень в 1994 году. Помимо экстремистов, в конфликтных ситуациях участвуют и рядовые граждане: так, в 1995 году в городе Калоча имела место массовая драка между венграми и цыганами.
Периодически конфликтные ситуации, угрожающие общественному порядку, возникают в самой цыганской среде: так, в 2007 году в городе Хевеш произошла массовая драка между местными цыганами, в которой участвовали порядка 300 человек. Для её прекращения правоохранительными органами был применён слезоточивый газ.
По разным подсчётам, до 70 % цыган являются безработными и испытывают трудности при попытке трудоустройства (хотя в эту статистику включаются и лица, не работающие по собственному желанию, что затрудняет определение масштаба классической безработицы среди цыган). Большинство цыган живёт в условиях бедности и не получает образования на уровне, установленном общегосударственными стандартами (в случае с образованием наблюдаются те же трудности с разграничением добровольного уклонения от образования и невозможности его получения вследствие намеренных действий властей).
Необходимо отметить, что правовая защищённость цыган в Венгрии выше, чем в соседних странах. Принятый в 1993 году закон о национальных меньшинствах признает цыган таким меньшинством и предоставляет им возможность организации самоуправления. Действуют правительственное Управление по делам цыган, институт государственного секретаря по вопросам меньшинств и межминистерская комиссия по делам цыган. В рамках ряда министерств работают эксперты по проблемам цыган, занимающиеся различными аспектами их интеграции в венгерское общество. Государством создана система, предоставляющая правовую помощь при дискриминации в вопросах трудоустройства. Значительная часть цыган проживает в восточных районах страны, и создание для них адекватной инфраструктуры и новых рабочих мест является составной частью правительственных программ по развитию депрессивных территорий.
Экспертами также отмечается определённый рост антисемитских настроений, наиболее заметным проявлением которого является увеличение числа актов вандализма в отношении памятников на еврейских кладбищах.
Коэффициент Джини, характеризующий неравенство в доходах или потреблении, в 2002 году составил в Венгрии 26,9 (значение 0 представляет абсолютное равенство, значение 100 — абсолютное неравенство).
Определённые сложности вызывают диспропорции, связанные с крайне высокой концентрацией экономических мощностей в столичной агломерации.
Последствия присоединения страны к ЕС и реализация принципов общей политики в области сельского хозяйства могут и в дальнейшем вызывать определённое недовольство со стороны занятых в аграрном секторе экономики, как это имело место в 2005 и 2007 годах, однако, учитывая общий низкий конфликтный потенциал страны, можно предположить, что оно не примет подлинно опасные формы.
← Назад | Конфликты и расколы | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Венгрии в 1975–2000 годах
- Язык
- Венгрия в древности и Средние века
- Венгрия в Новое время (до 1867 года)
- Австро-Венгрия
- Независимая Венгерская республика в 1918–1945 годах
- Социалистический период истории Венгрии
- Венгрия в конце XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (председатели Президиума Народной республики) в 1967–1989 годах
- Главы государства (президенты) в 1989–2010 годах
- Главы правительства (председатели совета министров) в 1967–1988 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1988–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Религия и государство, роль религии в политике
- Представительство политических партий в Государственном собрании по итогам выборов 2006 года
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Венгрии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Дальнейшая интеграция в евроатлантическое сообщество
- Региональное сотрудничество
- Значимость отношений с РФ
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Венгрии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Брошюра выходит в массово-популярной справочной серии «Страны Америки». Читатель ...
В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального ...