Чехия / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

Экономика Чехии уже в первой половине XX века считалась одной из самых развитых в Европе (во многом благодаря машиностроению). Однако после Второй мировой войны и начала коммунистического периода в истории страны экономическое развитие замедлилось, и в 1970–1980-х годах наблюдалась стагнация экономики.

С начала 1990-х годов основными направлениям в реформировании экономики Чехии были: ваучерная приватизация, либерализация цен и внешней торговли, привлечение крупных иностранных инвестиций.

До 1997 года экономика Чехии развивалась скачкообразно, медленно развивалась сфера услуг, что не позволяло сокращать отставание в уровне жизни населения от государств Западной Европы. Экономическая нестабильность находила выражение в неблагоприятных макроэкономических показателях: росте безработицы, высокой инфляции, высоких процентных ставках. В 1997 году рост промышленного производства остановился, в стране начался экономический кризис, связанный с волной кризисных явлений, обрушившейся на развивающиеся страны Восточной Европы и Азии в 1997–1998 годах.

После завершения кризиса в 1999 году экономика Чехии начала демонстрировать стабильные темпы роста. Ежегодный рост ВВП, сокращение инфляции, приток иностранных инвестиций в больших объёмах — все это явилось свидетельством завершения в Чехии периода трансформации экономики от социалистического типа к рыночному. Уже в 2001 году стране удалось достигнуть величины создаваемого ВВП в 102,6 % от уровня 1989 года. Среди посткоммунистических стран Чехия занимает второе место по уровню жизни после Словении.

Основными итогами переходного периода являются: приватизация экономики (в 2005 году более 80 % ВВП создавалось частным сектором); переориентация торговых потоков на страны ЕС; инвестиционная привлекательность Чехии для международного капитала (Чехия была первой страной Восточной Европы, которой присвоен инвестиционный рейтинг). На 2005 год, по данным ЮНКТАД, в Чехии было накоплено 59,446 миллиарда долларов США иностранных инвестиций. Из стран Восточной Европы по этому показателю с ней могут сравниться только Венгрия и Польша. Именно иностранные инвестиции стали одним из факторов возрождения чешской экономики.

Структура ВВП характеризует Чехию как страну, достигшую постиндустриальной стадии развития, однако сохраняющую на своей территории мощную индустриальную базу.

В отраслевой структуре сферы услуг Чехии можно выделить туристический сектор (страна знаменита своими курортами и историческими достопримечательностями). В 2005 году Чехию посетили порядка 6,34 миллиона иностранных туристов; доход от них составил 5,58 миллиарда долларов США. На торговлю и транспорт приходится порядка 10 % создаваемого в стране ВВП; на сектор денежно-кредитных и страховых услуг — 5 % создаваемого в стране ВВП. В отношении этого сектора стоит особо отметить, что после приватизации он почти полностью перешёл под контроль иностранного капитала (в совокупном банковском капитале доля государства и чешских предпринимателей в 2005 году составляла лишь 17,9 %). После планируемой приватизации национальной почтовой службы и открытия этого рынка для свободной конкуренции, а также по мере дальнейшего развития коммуникационной инфраструктуры ожидается рост данного сектора экономики. Большую долю в ВВП (16 % на 2004 год) занимает сектор нерыночных услуг (медицинские услуги, образовательные услуги, культура).

Промышленный сектор играет традиционно важную роль в экономике Чехии. Одной из крупнейших отраслей промышленного сектора является автомобильная отрасль: в 2004 году на неё приходилось 15 % промышленного производства, чуть меньшую долю она составляла в совокупной добавленной стоимости, создаваемой промышленностью. Последний факт объясняется тем, что существенная часть комплектующих производится в других странах (именно на этой стадии формируется большая доля добавленной стоимости) , а в Чехии производится лишь сборка. В автомобильной отрасли работают принадлежащая концерну «Фольксваген» (Volkswagen) компания «Шкода» (Skoda), производитель грузовиков «Ивеко» (IVECO), сборочное производство корейского концерна «Хендэ» (Hyundai), заводы «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz), «Сименс» (Siemens) и других производителей автокомпонентов. Машиностроительный сектор (26 % всей созданной добавленной стоимости в 2005 году), частью которого и является автомобильная индустрия, является ключевым сектором чешской промышленности.

Помимо автомобильной промышленности, в него входят другие сектора, производящие транспортные средства, сектор станкостроения, сектор приборостроения, сектор электротехнической и электронной промышленности. Другими отраслями промышленности являются производство энергии, воды и газа (3,65 % всей созданной добавленной стоимости в 2005 году), строительство (6,75 % всей созданной добавленной стоимости в 2005 году), металлообработка, химическая промышленность (важной её частью является нефте- и газо-переработка, работающие на привозном сырье; главными конечными продуктами являются пластмассы и резиновые изделия, фармацевтическая продукция), деревообработка, производство строительных материалов (чешская промышленность известна своим стеклом, керамикой, фарфором), пищевая промышленность (пиво, минеральная вода).

С момента завершения в Чехии трансформационного периода именно обрабатывающая промышленность стала основным двигателем развития экономики страны, в 2006 году две трети прироста ВВП было обеспечено за счёт обрабатывающей промышленности. Продукция этой отрасли стала составлять большую часть экспорта страны.

С 1990-х годов в Чехии существует очевидная тенденция уменьшения роли государства в национальной экономике. Приватизация и либерализация 1990-х годов привели к тому, что государство потеряло доминирующую роль в экономике страны. Наиболее важные его функции сводятся к следующим: формирование и обеспечение стабильности институциональной среды; регулирование внешнеэкономической деятельности; управление государственной собственностью; социальное регулирование и социальная политика; селективная инвестиционная политика; регулирование денежного обращения.

Одним из сложнейших вопросов формирования новой экономической среды было одновременное создание экономики, действующей на основе рыночных принципов, и сохранение социальных гарантий населению. В итоге это привело к тому, что в Чехии государство сохранило за собой функции управления социальной сферой; в первую очередь имеются в виду сферы здравоохранения и образования. Образование в Чехии является бесплатным, хотя на образовательном рынке присутствуют частные школы и университеты.

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2008 года, Чехия названа страной — членом ОЭСР с экономикой «высокого дохода» (high income). Категория Чехии как страны-заёмщика не определяется.

В рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2008–2009 годах Чехия занимает 33-е место (из 134) с показателем 4,62 балла.

В экономике Чехии внешняя торговля сыграла одну из важнейших ролей при преодолении трансформационного спада. Именно экспортная промышленность стала одним из основных двигателей развития чешской экономики. Чешское правительство это осознавало и прикладывало усилия для стимулирования экспорта. Был создан целый комплекс государственных учреждений, деятельность которого была направлена на развитие экспорта. Неслучайно и то, что одним из немногих банков, оставшихся в собственности государства, стал экспортно-импортный банк, выдающий льготные кредиты экспортёрам.

По официальным данным (2006 года), основной статьёй экспорта является продукция машиностроения (53,1 %), в основном это транспортные средства (автомобили, трактора, автобусы, поезда) и машины (энергетическое оборудование для атомных электростанций, турбогенераторы и другие товары машиностроения). После начала трансформации Чехии удалось привлечь значительные иностранные инвестиции в эти традиционные для страны отрасли и за счёт этого добиться высокого уровня конкурентоспособности на внешних рынках. Второй по значимости статьёй экспорта являются промышленные товары (20,8 %); под этим понятием подразумеваются промежуточные товары, используемые в промышленном производстве. Продукция химической отрасли (6,0 %) очень сильно зависит от импорта первичного сырья, поэтому трудно делать выводы о будущем данной отрасли. Продукция пищевой (продовольственные товары и животные — 2,9 %, алкоголь и табак — 0,5 %) и текстильной промышленности с каждым годом утрачивает свою конкурентоспособность перед другими развивающимися странами.

Структура импорта (2006 год) во многом повторяет структуру экспорта: продукция машиностроения — 41,2 %, промышленные товары — 20,3 %, различные промышленные изделия — 10,7 %, продукция химической промышленности — 10,4 %, минеральное топливо и смазочные материалы — 9,6 %, продовольственные товары и животные — 4,2 %, сырье, за исключением топлива, — 2,7 %.

Страновая структура экспорта и импорта демонстрирует ориентированность экономки Чехии на страны ЕС, на которые приходится 83,9 % объёма экспорта и 70 % — импорта (2006 год). На Россию приходится 2 % чешского экспорта и 6 % — импорта.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

О некоторых очередных проблемах радиогеологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «Известия академии наук»).О некоторых очередных проблемах радиогеологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Опыт описательной минералогии. Том 1. Самородные Элементы. Выпуск 3 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство «Типография императорской академии наук»).Опыт описательной минералогии. Том 1. Самородные Элементы. Выпуск 3
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года ...
История открытия и исследования Африки / Несколько столетий мореплаватели и путешественники разных стран открывали и исследователи береговую линию, реки и озера, горные хребты и равнины, тропические леса, саванны и пустыне Африки. Настоящая книга даёт первое на русском языке подробное описание этих открытий и исследований, проанализированнИстория открытия и исследования Африки
Несколько столетий мореплаватели и путешественники разных стран открывали и ...