Чехия / Особенности исполнительной власти
Исполнительная власть в Чехии принадлежит президенту, который по конституции является главой государства, и правительству во главе с премьер-министром. Правительство является высшим органом исполнительной власти (ст. 67).
Президент Чешской Республики избирается парламентом страны. Кандидат в президенты выдвигается инициативной группой из не менее чем 10 депутатов или не менее чем 10 сенаторов. Выборы президента парламентом подразумевают систему трёх туров. В случае если ни один из выдвинутых кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, назначается второй тур, в который выходит кандидат, набравший большинство голосов сенаторов, и кандидат, набравший большинство голосов депутатов. Кандидат, который получает абсолютное большинство голосов как сенаторов, так и депутатов, становится президентом. Если этого не происходит, то в течение 14 дней проводится третий тур, в котором побеждает кандидат, участвовавший во втором туре и набравший абсолютное большинство голосов. Если третий тур не выявляет победителя, то выборы проводятся заново (ст. 58).
Состав правительства определяется премьер-министром, который назначается президентом с согласия нижней палаты парламента. Президент имеет право отправить в отставку премьер-министра и других членов правительства (ст. 62). Президент представляет страну в отношениях с другими государствами, является главнокомандующим вооружёнными силами, назначает генералов и судей, имеет право на объявление амнистии (ст. 63).
Премьер-министр координирует работу правительства и председательствует на его заседаниях. Правительственные решения принимаются коллегиально и требуют согласия абсолютного большинства членов кабинета. Президент имеет право требовать от правительства отчёты об исполнении принятых решений. Во исполнение законодательных актов правительство может издавать указы, которые выходят за подписью премьера и того или иного министра (ст. 78).
Правительство подотчётно нижней палате парламента. Президент обязан отправить его в отставку в случае вынесения вотума недоверия. Вотум недоверия правительству не распространяется на президента. Президент может быть смещён со своего поста только в случае государственной измены. Подобное решение выносится Конституционным судом, тогда как расследование инициируется Сенатом. В иных случаях президент обладает неприкосновенностью, не несёт ответственности за исполнение своих функций и не может быть подвергнут уголовному преследованию за преступления, совершенные в период пребывания у власти.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Чехии в 1975–2000 годах
- Язык
- Чехия в древности и Средние века
- Чехия в XVIII–XIX веках
- Чехия в первой половине XX века
- Чехия в годы Второй мировой войны
- Социалистическая Чехословакия
- «Пражская весна» и её подавление
- «Бархатная революция» и распад Чехословакии
- Чешская Республика после 1993 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2006 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов одной трети состава палаты 2008 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Положение Чехии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Чехии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского ...
Издание второе. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1987 ...