Франция / Конфликты и расколы

В политической истории Франции было немало революций, восстаний, войн и сменявших друг друга политических режимов. Французская революция конца XVIII века, помимо существовавшего раскола между сельским и городским населением, разделила всю нацию на своих сторонников и приверженцев старого режима, породив идеологический раскол на левых и правых, который в значительной мере усилил религиозный раскол, существовавший во Франции со времён распространения протестантизма и религиозных войн.

С постепенным утверждением республиканских форм правления, позволяющих всем политическим силам участвовать в борьбе за власть посредством институтов представительной демократии, политическая разобщённость претерпела существенные изменения. Именно республиканская традиция стала залогом согласия и терпимости, уважения прав меньшинств и оппозиции, а новая партийно-политическая система Пятой республики смогла окончательно перевести все идеологические разногласия на поле политической борьбы. С этой точки зрения, примечательна реакция французов на «первое сожительство» левого президента Миттерана с правым правительством Ширака, возникшее в результате победы ОПР и СФД на парламентских выборах 1986 года и продолжавшееся до президентских выборов 1988 года. Подобная поддержка политического «сожительства» большинством французов объясняется не только тем, что, по их мнению, был найден разумный выход из сложной ситуации, возникшей после получения правыми незначительного преимущества на парламентских выборах 1986 года, но и тем, что удалось найти компромиссное политическое решение для всех представителей французской нации.

Непрекращающийся политико-религиозный конфликт до отмены Нантского эдикта в 1685 года приводил к постоянным столкновениям между католическим большинством и протестантским меньшинством. В XVIII веке проблема протестантизма была решена политически, однако дух враждебности католицизму в области культуры был подхвачен деятелями французского Просвещения. При этом французское Просвещение в религиозном плане оказалось гораздо радикальнее немецкого или английского, фактически быстрая радикализация начавшейся в 1789 году революции привела к возникновению того, что принято называть «конфликтом двух Франций», и условно поделила общество на сторонников «революционных» и сторонников «католических» ценностей.

Этот конфликт имел несколько измерений, в нем переплелись религия, культура, идеология и политика. Обострившись в конце XVIII веке, конфликт «двух Франций» был урегулирован в XIX веке благодаря заложенной Наполеоном Бонапартом в 1801–1802 годах законодательной основе, которую можно считать «первым порогом светского общества». Эта законодательная база создавала ограниченно-плюралистический юридический фасад будущего здания (официально признавались католики, иудеи, лютеране и кальвинисты). Однако провозглашённый закрытый плюрализм не был структурным, поскольку по существу взаимное противостояние «клерикалов» и «антиклерикалов» продолжалось. Смыслом этого противостояния было не что иное, как борьба за культурную гегемонию, а также неразрывно связанная с этим проблема политического строя. В конце XIX веке конфликт националистической и либеральной Франции проявился в «деле Дрейфуса». Результаты дела Дрейфуса имели последствия и для католической церкви во Франции: в декабре 1905 года церковь была отделена от государства, что стало шагом на пути к примирению «двух Франций». Светское государство стало той основой, на которой строятся попытки разрешить религиозный конфликт в такой стране, как Франция, со свойственным ей в исторической ретроспективе отсутствием структурного плюрализма. Однако, согласно социальным опросам, закон о запрете на ношение в государственных учреждениях Франции, включая школы, символов религиозной и этнической принадлежности, вступивший в силу в 2004 году и воспринятый мусульманской общиной страны, насчитывающей более 5 млн человек, прежде всего как закон, направленный против ношения хиджаба (исламского платка) школьницами-мусульманками, вновь внёс раскол в общество.

Вместе с тем во Франции — стране с высоким уровнем политической культуры — со времени событий 1968 года, предопределивших уход де Голля, не наблюдалось острых внутриполитических кризисов. На сегодняшний день основные векторы социально-экономических напряжений проходят в таких областях, как: 1) выбор дальнейшего социально-экономического курса развития страны; 2) политика в отношении иммигрантов и их ассимиляции во французское общество; 3) дальнейшая интеграция Франции в ЕС.


←   Назад  |   Конфликты и расколы   |   Вперёд   →



 

Почвенная рентгенография / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Почвенная рентгенография
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Великие памятники природы / Великолепие природы разнообразно и неповторимо. Грохочущая стена воды Ниагарского водопада, столбы дыма вулкана Везувия, величавый поток ледника Фокс, таинственный Голубой грот, дорическая колонна Башни дьявола — разве все их перечислишь, эти любопытные памятники природы. Образно, с большой любовью Великие памятники природы
Великолепие природы разнообразно и неповторимо. Грохочущая стена воды ...
Рубежи Ойкумены / Издание 1973 года. Сохранность хорошая. Как представляли себе учёные древности обитаемую землю, которую они называли «ойкуменой»? Далеко ли простирается эта земля и какова её форма? Книга посвящена ряду подобных, порой спорных или вовсе не решённых историко-географической наукой проблем. Она поможетРубежи Ойкумены
Издание 1973 года. Сохранность хорошая. Как представляли себе учёные древности ...