Франция / Местное управление и самоуправление
Поскольку Франция — унитарное государство, возникает проблема сочетания государственных и местных интересов. Она решается на основе применения принципов деконцентрации (разукрупнения) и децентрализации. Принцип децентрализации упомянут в ст.1 конституции 1958 года.
Значительные властные полномочия государство передаёт служащим, представляющим центральную власть на местах и поставленным во главе административно-территориальных округов, на которые разделена вся Франция. Во-первых, передаются властные полномочия, а не только права по хозяйственному управлению. Во-вторых, властные полномочия передаются только государственным служащим. В-третьих, значительные размеры национальной территории и отдалённость принимающих текущие решения органов власти от центрального правительства вызвали необходимость разделения территории Франции на административные округа, именуемые регионами, департаментами, коммунами.
Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 года была проведена реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.
Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956 году, когда департаменты были сгруппированы в планово-экономические районы для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Под административным округом (регионом) во французском законодательстве понимается часть национальной территории, служащая рамками действий различных государственных служб.
Несмотря на то что границы и названия регионов имеют историческое происхождение и восходят к прежним провинциям, в их современном виде они были созданы в 1972 году со статусом территориальной государственной организации, в которой исполнительная власть принадлежала префекту региона. С 1982 года региону придан статус «самоуправляющегося территориального коллектива». В 1986 году регионы были окончательно преобразованы в децентрализованные территории (то есть получили права самоуправляющихся территориальных коллективов). Регионы и департаменты похожи по устройству власти, их отличает лишь наличие специализированных консультативных органов, действующих при региональном совете: регионального социально-экономического совета, регионального совета по займам, счётной палаты.
Статус региона отличается двумя особенностями. Регион не имеет юридического лица, поскольку является частью государства. Возглавляет его высшее исполнительное должностное лицо — префект, который назначается и отзывается Президентом Французской Республики. В обоих случаях президент подписывает декрет, который затем утверждается Советом министров Франции. Префект получает от президента и премьер-министра Франции прямые указания, от выполнения которых не может уклониться. Подобный подход позволяет распределить нагрузку между центральным и местным аппаратом государственного управления: к органам власти центра отходят задачи общенационального масштаба и характера, а проблемы балансировки интересов государства и местных сообществ на разных уровнях власти закрепляются за органами административных округов. Смысл такого подхода заключается в передаче властных полномочий органам, обычно избираемым населением и не входящим в государственную иерархию подчинения.
Регионы приблизительно соответствуют историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в единый регион в 1976 году. В 1982 году, согласно законам о децентрализации, регион стал территориальным коллективом Республики. Каждый регион управляется выборным региональным советом (с 1986 года избирается посредством прямых выборов), который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Региональный совет имеет более разветвлённую систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица, назначенные правительством. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с председателем, совет региона избирает бюро. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе.
Каждый департамент управляется генеральным советом. Члены совета избираются сроком на 6 лет прямым всеобщим голосованием по одномандатной мажоритарной системе в два тура — по одному представителю от каждого кантона (кантон представляет собой административный округ в департаменте). Генеральные советы департаментов обновляют свой состав наполовину каждые три года. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделён полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.
Коммуны — важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием на 6 лет (от 9 до 69 человек), и мэром, который избирается членами этого совета. Число муниципальных советников пропорционально числу жителей коммуны. Избирательная система зависит от численности её населения: в коммунах с населением менее 3500 жителей голосование проходит по спискам с мажоритарной системой в два тура при возможности панаширования списков, то есть изменения порядка кандидатов в списке или переноса их из одного списка в другой; в коммунах, насчитывающих более 3 500 жителей, голосование проходит по спискам с мажоритарной системой в два тура без панаширования и при частичном распределении мест пропорционально числу поданных голосов. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера.
Мэр разрабатывает проект бюджета, ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. Каждая коммуна имеет собственный устав, который составляется на основе типового устава, утверждённого в 1984 года. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, местные дороги, кладбища и пр. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет и программы развития, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании Совета министров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.
В целом обеспечение децентрализации основано на соблюдении двух условий. Первое условие — признание и законодательное закрепление факта существования интересов, отличных от государственных. Это сделано в отношении региона, департамента и коммуны. Второе условие — законодательное закрепление независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом, требуемыми для их реализации. Последнее обеспечивается выборностью местных органов власти региона, департамента и коммуны.
Особенность построения власти и самоуправления во Франции заключается в том, что один и тот же регион (департамент, коммуна) одновременно имеет разный статус. С точки зрения государственного управления, регион (департамент, коммуна) является государственным административным округом, возглавляемым префектом. С точки зрения самоуправления, регион (департамент, коммуна) — территориальный самоуправляющийся коллектив, наделённый собственной компетенцией и возглавляемый собственными (в том числе выборными) органами.
Как правило, наиболее успешные политики во Франции имеют глубокие местные корни, опираются на прочную избирательную базу. При этом деятелей из центра на местах не жалуют, а личные позиции на местах тщательно культивируются. Довольно часто в политической истории Франции встречаются примеры сочетания двух мандатов — местного и национального (не так давно было запрещено занимать больше двух выборных постов): большинство депутатов и сенаторов одновременно являются мэрами большого или совсем крошечного населённого пункта или же избраны в совет департамента или региональный совет (области объединяют несколько департаментов) и обычно их возглавляют. Именно поэтому самыми главными в представлении населения являются две должности — Президент Республики и мэр. Это два полюса: высшая должность в стране и та, которая наиболее приближена к человеку, к его повседневной жизни. Недаром политические деятели во Франции больше всего ценят должность мэра и добровольно покидают её только в случае избрания президентом.
На региональных выборах, проходивших в два тура 21 и 28 марта 2004 года, правые проиграли в 21 из 22 регионов страны. За них проголосовали лишь 37% населения. Около 50 % получили социалисты, коммунисты и «зелёные», 13 % — ультраправый Национальный фронт. Правоцентристские силы потеряли контроль над всеми региональными советами Франции, за исключением Эльзаса.
← Назад | Местное управление и самоуправление | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала во Франции в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период (галлы и Рим)
- Франкское государство
- Династия Капетингов и феодальная раздробленность Франции
- Франция в XIII–XV веках
- Франция в XVI–XVIII веках
- Великая французская революция и Первая республика
- Империя и Вторая республика
- Третья республика (1870–1940 годы)
- Четвёртая республика (1946–1958 годы)
- Становление Пятой республики
- Франция в 1970-х годах
- Президентство Франсуа Миттерана (1981–1995 годы)
- Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1962–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года с учётом сочувствующих депутатов
- Представительство политических групп в Сенате Французской Республики после обновления состава Сената в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Франции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евросоюз
- США
- Российская Федерация
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Франции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга для интересующихся географией, историей и исторической географией ...
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...
Записки английского путешественника об Америке XIX столетия.Одной из самых ...