Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Украина / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Украина (Украинская ССР) в 1945 году вошла (наряду с СССР и Белорусской ССР) в число членов-учредителей ООН. Украина состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.), а также ОБСЕ (с 1992 года), ВТО (с 2008 г.), СЕ (с 1995 года), ОЧЭС, ГУАМ, Интерпол и многих др. международных организациях. Украина — член СНГ (с 1991 года). Отношения с НАТО регулируются «Хартией об особом партнёрстве между Украиной и НАТО» (2000 год).

Достижение независимости создало условия для активной внешнеполитической деятельности Украины на качественно новых принципах самостоятельности, открытости и суверенного равенства государств в международных отношениях. Эти принципы реализуются в конкретных внешнеполитических курсах Украины, основными из которых являются: 1) развитие двусторонних межгосударственных отношений; 2) участие в общеевропейском процессе и европейской интеграции; 3) многосторонняя дипломатия.

В сфере двусторонних отношений приоритетными являются отношения с соседними странами и активизация сотрудничества со стратегическими партнёрами и наиболее влиятельными государствами мира. Украиной заключено около 20 соглашений о стратегическом партнёрстве, в том числе с Российской Федерацией, США, Польшей, Индией.

Важное место во внешнеполитической деятельности республики занимают проблемы сотрудничества с ЕС. Вступив первой из стран СНГ в Совет Европы, Украина взяла курс на политическое и институциональное сближение с ЕС, постепенное продвижение к вступлению в Евросоюз. Однако этот процесс из-за трудностей экономического реформирования и сбоев в институциональном строительстве на Украине явно затягивается.

«Европейский вектор» внешней политики включает также углубление отношений с НАТО: Киев рассматривает эту военно-политическую организацию как основной элемент системы европейской безопасности и стабильности. Отношения Украины и НАТО развиваются в двустороннем формате с 1997 года и в соответствии с обновлённой в 2000 году «Хартией об особом партнёрстве», а также на многосторонней основе в рамках «Партнёрства ради мира». На государственном уровне политическим руководством Украины принят ряд решений, направленных на практическую подготовку страны к вступлению в НАТО. Однако в украинском обществе продолжаются дискуссии по этому вопросу, мероприятия НАТО на территории Украины вызывают массовые акции протеста, которые нередко сопровождаются уличными столкновениями сторонников и противников НАТО и сил охраны порядка.

В рамках многосторонней дипломатии выделяются такие направления внешнеполитической деятельности Украины, как участие в деятельности международных и региональных организаций (в частности, ГУАМ, Организация экономического сотрудничества Черноморских стран), деятельность в сфере разоружения, в том числе ядерного (присоединение к ДНЯО), участие в миротворческих организациях. В частности, украинский батальон включён в состав миротворческих сил ООН на территории бывшей Югославии, а инженерное подразделение украинских ВС участвовало в многонациональной коалиции в Ираке.

Основу международно-правового регулирования межгосударственных отношений России и Украины составляют: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, Договор между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998–2007 годы от 27 февраля 1998 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Украины от 27 января 1995 года (с изменениями от 30 октября 1997 года), Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2001–2007 годы, подписанная на правительственном уровне 12 февраля 2001 года, а также три Соглашения по Черноморскому флоту от 28 мая 1997 года, в том числе по аренде военных баз в Крыму сроком на 20 лет.

Несмотря на стратегический характер сотрудничества с Россией, в первую очередь в экономической сфере, общая неустойчивость политической ситуации в стране на протяжении всего постсоветского периода определяет зигзаги во внешнеполитическом курсе Киева в отношении Москвы. Напряжение провоцируется и действиями националистических сил в России, высказывающих претензии на Севастополь или даже весь Крым. Усиление позиций левых и ослабление позиций президентской власти, характерное для периода президентства Л. Кучмы, вызвало ситуационное сближение позиций с РФ, тогда как перевес правых и правоцентристских сил на Украине ведёт, как правило, к росту прозападных и проамериканских тенденций во внешней политике, к призывам форсировать процесс евроинтеграции и вступления в НАТО.

Между Украиной и РФ подписано более 160 межгосударственных, межправительственных и около 210 межведомственных договоров, соглашений и протоколов.

Подписание главами государств в 2003 году Договора о российско-украинской государственной границе и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива дало существенный импульс решению пограничных вопросов с Украиной, в частности в области Азово-Керченского урегулирования, налаживанию разностороннего сотрудничества в данной акватории.

Значительное развитие получило экономическое сотрудничество. Внешнеторговый оборот двух стран в 2008 году составил 39,787 миллиарда долларов США. Развивается взаимодействие деловых кругов двух стран.

Масштаб военно-технического сотрудничества между двумя странами отстаёт от возможностей их ВПК. Важным шагом стало подписание в 2003 году межправительственного Соглашения о взаимодействии и осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны. Однако в случае решения об интеграции Украины в НАТО военно-техническое сотрудничество окажется под угрозой.

Вместе с тем в российско-украинских отношениях имеется ряд серьёзных проблем, нерешённость которых снижает уровень стратегического партнёрства Существуют, в частности, концептуальные различия в подходах двух стран к роли НАТО на континенте. На протяжении всего постсоветского периода Украина занимала «особую» позицию в СНГ. Она отказалась в середине 1990-х годов участвовать в системе коллективной безопасности (что связано с провозглашением принципа внеблоковости), не подписала Устав СНГ, отвергла идею полного членства в Экономическом союзе и не подписала документ о создании межгосударственного экономического комитета (исполнительного органа с некоторыми наднациональными полномочиями). В 1990-х годах Украина предпочла наращивание двусторонних отношений со странами СНГ, особенно с теми и по тем вопросам, которые составляли оппозицию России. Это выразилось в создании организации ГУУАМ. После выхода Узбекистана из этого объединения ГУАМ фактически нацелен на противодействие влиянию России в регионе.

Российско-украинские отношения заметно ухудшились после «оранжевой революции». В 2008 году достигла пика информационная война между правящими группами двух стран. «Масла в огонь» подлило использование зенитных комплексов, поставленных Украиной в Грузию, против российских военных самолётов во время конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года.

В начале 2006 года конфликт российского «Газпрома» с украинской стороной вылился в «новогодние отключения» поставок российского газа на Украину. В свою очередь Украина подняла плату за транзит и аренду морских баз Черноморского флота. В январе 2008 года правительство Ю. Тимошенко выступило против посреднической компании «Укргазэнерго». Реакцией на намерение правительства Украины убрать с рынка газа посредника и изменить тариф на транспортировку газа стало обострение отношений между Украиной и Россией, что в январе 2009 года привело к новым «новогодним отключениям» газа, а в последующем к заключению долгосрочного соглашения без посредников.

Конфликтный потенциал российско-украинских противоречий не является непреодолимым. Как текущая ситуация, так и долговременные интересы заставляют стороны находить компромиссы.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Полевая Геология / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года (издательство «ВГНТИ»).Полевая Геология
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года ...
Ирак / В книге рассказывается об Иракской Республике, государстве, расположенном на востоке арабского мира. Читатель познакомится с разнообразием природных условий этой страны, по которой протекают две великие реки Передней Азии — Тигр и Евфрат, с богатейшей историей Ирака, считающегося колыбелью человечесИрак
В книге рассказывается об Иракской Республике, государстве, расположенном на ...
Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...