Украина / Особенности законодательной власти

Единственным органом законодательной власти на Украине является Верховная Рада.

В стране действует пропорциональная система формирования Верховной Рады: все 450 депутатов Рады избираются по общенациональным избирательным спискам от политических партий и избирательных блоков в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.

Коалиция депутатских фракций формируется в течение 1 месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады. Коалиция вносит предложения президенту относительно кандидатуры премьер-министра, а также других кандидатур (в соответствии с конституцией).

В случае невхождения депутата, избранного в Верховную Раду от политической партии или блока, в состав фракции этой партии или блока или его выхода из состава такой фракции полномочия депутата приостанавливаются досрочно на основании соответствующего закона и решения высшего руководящего органа партии.

Согласно ст. 85 конституции Верховная Рада имеет полномочия:

— вносить изменения в действующую конституцию в объёме и порядке, предусмотренном разделом XIII ныне действующей конституции;

— назначать всеукраинские референдумы по вопросам изменения территории Украины;

— утверждать государственный бюджет, вносить в него изменения, осуществлять контроль за исполнением бюджета;

— разрабатывать общие направления внутренней и внешней политики;

— назначать выборы президента Украины в сроки, установленные конституцией;

— утверждать общегосударственные программы социально-экономического и научно-технического, национально-культурного развития;

— утверждать в должности премьер-министра, кандидатуру которого вносит на рассмотрение президент;

— осуществлять в порядке, установленном конституцией, импичмент президента;

— осуществлять контроль за деятельностью кабинета министров в порядке, предусмотренном конституцией.

Верховная Рада обладает также значительными полномочиями в определении структуры вооружённых сил Украины, службы безопасности, МВД (ст. 85, п. 22), в формировании судебной власти, в том числе определяет треть состава Конституционного суда и бессрочно назначает прочих судей. Верховная Рада имеет право назначать и увольнять членов избирательной комиссии, главу Национального банка (по предложению президента), назначать и увольнять главу и членов Счётной палаты, досрочно приостанавливать полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым на основании решения Конституционного суда о нарушении ею конституции и законов Украины.

Верховная Рада даёт согласие на назначение и увольнение президентом Украины Генерального прокурора, имеет право выразить недоверие Генеральному прокурору, что имеет следствием его отставку с должности.

Верховная Рада назначает очередные и внеочередные выборы в органы местной власти, утверждает список объектов госсобственности, подлежащих приватизации, а также определяет правовые основания изъятия объектов частной собственности.

Верховная Рада осуществляет парламентский контроль в пределах, установленных конституцией и соответствующими законами. Для проведения расследований по вопросам, представляющим особый общественный интерес, Верховная Рада создаёт временные следственные комиссии (по решению 1/3 конституционного состава), выводы которых не являются решающими для следствия и суда.

Верховная Рада осуществляет и другие полномочия, которые, согласно конституции Украины, относятся к её ведению.

Согласно ст. 87, Верховная Рада по предложению президента или не менее 1/3 своего состава может рассмотреть вопрос об ответственности кабинета министров и принять резолюцию о недоверии большинством от конституционного состава Рады. Вопрос об ответственности кабинета министров не может рассматриваться более одного раза в течение сессии, а также в течение года после одобрения программы деятельности кабинета министров или в период последней сессии.

Ст. 89 конституции указывает, что Верховная Рада в пределах своих полномочий утверждает формирование комитетов, которые осуществляют законопроектную работу; могут также создаваться специальные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Верховной Рады.

Президент имеет право досрочно приостановить полномочия Верховной Рады в случае, если она в течение одного месяца не в состоянии сформировать коалицию депутатских фракций, не сформировала в течение 60 дней после отставки кабинета министров персональный состав нового правительства, если не в состоянии приступить к работе в течение 30 дней.

Полномочия Верховной Рады, избранной на внеочередных выборах, не могут быть приостановлены президентом в течение первого года её работы (ст. 90). Полномочия Верховной Рады не могут быть приостановлены президентом в последние шесть месяцев до истечения её полномочий.

Как высший законодательный орган Верховная Рада принимает законы, постановления и другие акты конституционным большинством. Ст. 92 конституции содержит перечень сфер, по которым Верховная Рада принимает законы.

Право законодательной инициативы (ст. 93) на Украине принадлежит президенту, народным депутатам, кабинету министров. Законопроекты, которые считаются президентом неотложными, рассматриваются Верховной Радой в первоочередном порядке.

Ст. 94 конституции гласит, что закон после утверждения конституционным большинством и подписания председателем Верховной Рады поступает президенту, который в течение 15 дней обязан либо подписать его, либо возвратить закон со своими замечаниями для повторного рассмотрения. Нереагирование президента в течение 15 дней на поступивший к нему закон означает его одобрение главой государства.

Если во время повторного рассмотрения закона в Верховной Раде он будет принят не менее 2/3 депутатского корпуса, президент обязан его подписать в десятидневный срок. Но если президент такой закон не подписывает, данный закон подлежит подписанию председателем Рады и опубликованию.

Контроль за исполнением государственного бюджета Украины осуществляет от имени Верховной Рады Счётная палата (ст. 98).

Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Основные принципы избирательной системы Украины изложены в конституции 1996 года (с дополнениями и изменениями 2004 года), а также в законе от 22 октября 1997 года (с изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 103 конституции, президент Украины избирается на основе всеобщего, равного прямого избирательного права путём тайного голосования сроком на 5 лет, не более двух сроков подряд. Очередные выборы проводятся в последнее воскресенье октября на 5-й год пребывания президента в должности. В случае досрочного сложения президентом полномочий выборы нового главы государства проводятся не позднее 90 дней со дня прекращения президентских полномочий. Президент должен владеть государственным языком, проживать на Украине не менее 10 лет и быть не моложе 35 лет. Все президентские выборы — 1991, 1994, 1999, 2004 годов — проводились на альтернативной основе и характеризовались острым соперничеством кандидатов.

Существовавший в первые годы независимости Украины высший законодательный орган был избран по мажоритарной системе (страна в 1990 году была разделена на 450 административных округов; в соответствии с этим делением 4 марта 1990 года были проведены выборы в Верховный Совет Украины, который 24 августа 1991 года получил название Верховная Рада). Досрочные выборы в Верховную Раду 27 марта и 10 апреля 1994 года (второй тур) также проводились по мажоритарной системе, что ограничило возможности политических партий и объединений влиять на избирательный процесс. Вследствие несовершенства избирательного законодательства к началу открытия 11 мая 1994 года первой сессии Верховной Рады этого созыва из 450 депутатов (полный состав депутатского корпуса) было избрано всего 338.

Состоявшиеся в марте 1998 года выборы Верховной Рады впервые проводились по смешанной избирательной системе — половина депутатов избиралась в 225 территориальных одномандатных избирательных округах, остальные — по партийным спискам в общегосударственном округе. Такая процедура несколько осложнила избирательный процесс, тем более что одновременно проходили выборы в местные советы.

Выборы в Верховную Раду 26 марта 2006 года проходили по пропорциональной системе; заградительный барьер — 3 %. Места в парламенте распределились следующим образом: «Партия регионов» — 186 мест, «Блок Юлии Тимошенко» — 129 мест, «Наша Украина» — 81 место, Социалистическая партия Украины — 33 места, Коммунистическая партия Украины — 21 место.

Значительное место в избирательной системе Украины занимали референдумы — как форма прямой демократии и выражения воли народа относительно ключевых вопросов развития страны. Они проводились по вопросу преобразования и сохранения СССР (17.03.1991), о независимости Украины (01.12.1991).

Особое место в политическом процессе Украины занимал референдум 2000 года. Причины этого референдума, который был инициирован президентом Кучмой, заключались в том, что Верховная Рада созыва 1998 года была слишком фрагментированной и нацеленной на противостояние с исполнительной властью, тем самым её эффективность по принятию важнейших для страны социально-экономических законов была невысока. Политические симпатии большинства населения Украины были в тот период на стороне исполнительной власти и президента, в связи с чем различные политические силы Верховной Рады под угрозой её роспуска вынуждены были консолидироваться. Однако 16 апреля 2000 года референдум все-таки был проведён. Хотя большинство населения поддержало вынесенные на обсуждение вопросы, реальных механизмов их реализации выработано не было.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Занимательно о фитогеографии / В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, закономерностях их распространения, об истории и проблемах охраны и восстановления растительных ресурсов.Занимательно о фитогеографии
В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, ...
Мировой океан и человечество / В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых проблем хозяйственного освоения природных ресурсов Мирового океана. Это новая книга как в отечественной, так и в зарубежной литературе, дающая всестороннее освещение проблемы использования богатств океана и его будущего. ВМировой океан и человечество
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...
Основы палеонтологии (в 15 томах) том 13. Млекопитающие / Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника содержится описание различных групп ископаемых организмов — от простейших до млекопитающих и от водорослей до покрытосеменных растений. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1962 года (издательство «ИздательОсновы палеонтологии (в 15 томах) том 13. Млекопитающие
Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника ...