НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Украина / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Институты гражданского общества Украины играют значительную роль в общественной жизни страны. На Украине насчитывается около 40 тысяч НПО и ежегодно их численность возрастает на 1–2 тысяч новых организаций. Деятельность НПО регулируется общенациональными законами «Об объединениях граждан» (1992 год), «О благотворительности и благотворительных организациях» (1997 год), «О юношеских и детских неправительственных организациях». Имеется ещё не менее 400 нормативных актов и распоряжений исполнительной власти, регулирующих различные стороны деятельности НПО, включая их налогообложение.

Из общей массы НПО подавляющая их часть (более 90 %) действует в регионах или на местном уровне, более 4 % являются общенациональными и 1 % — международными. Большинство НПО функционируют в сфере содействия здравоохранению, экологии, спорту, оказания помощи инвалидам и ветеранам. Значительная часть НПО — профессиональные объединения, юношеские ассоциации, клубы по интересам. Институты гражданского общества наиболее активны в Киеве, Харькове, Львове, Донецке, Днепропетровске, Николаеве, в Закарпатье и Крыму. В 22 из 28 областей Украины количество НПО на 10 тысяч человек аналогично показателю, который сложился в 35 штатах США. Тем не менее деятельность украинских НПО слабо распространена в сельской местности и небольших городах.

Примерно 40 этнических групп на Украине создали свои общественные организации и культурные центры, из них 30 функционируют на общенациональном уровне. Наиболее активны организации этнических русских, крымских татар, евреев, поляков, венгров, румын.

Поликонфессиональный характер украинского общества проявляется, в частности, в деятельности около 25 тысяч региональных организаций, четвёртая часть которых — организации религиозных меньшинств, сект и так далее.

По закону благотворительная деятельность не подлежит налогообложению. На практике широкие полномочия фискальных органов, стремящихся к увеличению налоговой базы, приводят к массовому предъявлению налоговых претензий в адрес доноров и организаций публичной сферы, особенно если они параллельно занимаются коммерческой деятельностью. Существующее законодательство не делает чётких различий между НПО, политическими партиями и профсоюзами в том, что касается налогообложения отдельных сторон их деятельности (например, налогообложения коммерческого распространения их печатной продукции и тому подобное).

В зависимости от масштаба предполагаемой деятельности НПО регистрируются либо местными органами власти, либо Министерством юстиции. Регистрируемые в таком порядке институты гражданского общества (закон отводит на всю процедуру, включая изучение заявления, два месяца) подлежат постановке на учёт в налоговых органах, территориальных фондах занятости, социального страхования, пенсионных фондах, органах МВД, что позволяет НПО открывать банковские счета и получать статус юридических лиц.

Законом предусматривается учреждение НПО без образования юридического лица. В этом случае действует заявительный характер с уведомлением, что организация уже создана. Большинство НПО на местном (региональном) уровне и филиалы многих общественных организаций зарегистрированы подобным образом. Однако такой порядок не позволяет организации иметь свой банковский счёт.

Международные эксперты достаточно высоко оценивают кадровый состав и уровень управления большинства институтов гражданского общества на Украине. Их общим слабым местом является, за редким исключением, слабая финансовая база деятельности, что негативно сказывается на их активности и перспективных проектах. По данным министерства статистики Украины, финансы институтов общественных организаций и других институтов гражданского общества состоят из пожертвований (примерно 30 %), спонсорской помощи (20 %), прибыли от коммерческой деятельности (15 %), взносов (15 %), субсидий по государственной линии, в том числе от региональных властей (15 %). Основная часть пожертвований приходится на долю иностранных источников, однако в последние годы активное участие в финансировании общественных организаций принимает и национальный капитал. НПО обязаны раскрывать источники финансирования, хотя ведение двойной бухгалтерии в общественных организациях практически приняло общий характер. Закон допускает участие НПО в создании коммерческих юридических лиц. В этом случае полученные НПО от такой компании доходы или дивиденды подлежат налогообложению на общих основаниях.

В целом органы власти позитивно реагируют на процессы развития публичной сферы, хотя финансирование ряда НПО из бюджетных источников приводит к различным злоупотреблениям, а также к попыткам власти мобилизовать с помощью НПО население в свою поддержку, что особенно проявилось в период «оранжевой революции».

Некоторые общенациональные НПО весьма активно участвуют в процессах выработки политики и принятия решений. К ним относятся, напр., Украинский центр политических и экономических исследований им. О. Разумкова, Институт Восток — Запад. Из властных институтов наиболее активно сотрудничают с НПО Министерства иностранных дел, образования, труда и социальной политики. Иногда деятельность ряда организаций, особенно экологических, правозащитных, этнических и религиозных, выражается в протестных формах, что зачастую является серьёзным, раздражителем для власти. Однако серьёзных кампаний преследования активистов подобных организаций со стороны властей не наблюдается.

К негосударственным компонентам политической сферы относятся также профсоюзы, бизнес-группы.

В процессе транзита институты публичной сферы на Украине превратились в весьма заметную часть общественной политической жизни, их отношения с властью ближе к патронажно-партнёрским, поскольку режим видит в негосударственных компонентах публичной сферы серьёзный резерв для мобилизации различных слоев населения в свою поддержку.

Инструментами выражения корпоративных и профессиональных интересов служат профсоюзы, организации предпринимателей, собственников, политические партии, различные лоббистские группы и группы интересов.

Украинские профсоюзы объединяют около 18 миллионов членов из 28 миллионов экономически активного населения. На Украине действуют 5 профсоюзных конфедераций, 74 национальные профсоюзные организации, построенные по территориальному и отраслевому принципу. Большинство профсоюзных организаций входит в Федерацию профсоюзов Украины, которая объединяет около 16 миллионов человек. Профсоюзные конфедерации — Ассоциация Солидарности Рабочих, Конфедерация свободных профсоюзов Украины, профсоюз «Солидарность», профсоюз «Наше право» — являются независимыми организациями. Система коллективных договоров пока не является всеобщей практикой для украинских профсоюзов; руководство некоторых организаций становится на позиции соглашательства с предпринимателями, что вызывает у рядовых членов профсоюзов ощущение бесполезности профсоюзной деятельности. Значительная часть занятых в частном секторе экономики (в некоторых областях более 60 %) не является членами профсоюзов.

На Украине зарегистрировано более 400 региональных и свыше 20 национальных ассоциаций малого бизнеса. Многие из этих организаций функционируют под патронажем Координационного и экспертного центра. Существует Федерация профсоюзов кооператоров и других форм предпринимательства. Однако только 10 % предприятий малого бизнеса объединены в ассоциации. Более крупный бизнес объединён в Союз промышленников и предпринимателей Украины. Это объединение имеет значительные лоббистские возможности.

Более 70 % фермеров, которых в стране насчитывается около 50 тысяч человек, объединены в Ассоциацию фермеров и частных землевладельцев, которая имеет соответствующие структуры в каждой области и сельскохозяйственном районе.

Корпоративные компоненты политической системы являются важнейшими институтами гражданского общества на Украине.


←   Назад  |   НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния   |   Вперёд   →



 

Каменные факелы Камчатки / Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? Как образуются вулканические горы? Чем обусловлено размещение вулканов на земном шаре? Что такое тихоокеанское огненное кольцо? Чем знамениты камчатские вулканы? Почему обильное тепло вулканов способствует похолоданиюКаменные факелы Камчатки
Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? ...
Русские кругосветные путешествия / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года (издательство «Типография Морского Министерства»).Русские кругосветные путешествия
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года ...
Арабы и море / Второе издание научно-популярных очерков по истории арабской навигации Теодора Адамовича Шумовского — старейшего из ныне здравствующих российских арабистов, ученика академика И. Ю. Крачковского. Первое издание появилось в 1964 году и давно стало библиографической редкостью. В книге живо и увлекательАрабы и море
Второе издание научно-популярных очерков по истории арабской навигации Теодора ...