Украина / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
Институты гражданского общества Украины играют значительную роль в общественной жизни страны. На Украине насчитывается около 40 тысяч НПО и ежегодно их численность возрастает на 1–2 тысяч новых организаций. Деятельность НПО регулируется общенациональными законами «Об объединениях граждан» (1992 год), «О благотворительности и благотворительных организациях» (1997 год), «О юношеских и детских неправительственных организациях». Имеется ещё не менее 400 нормативных актов и распоряжений исполнительной власти, регулирующих различные стороны деятельности НПО, включая их налогообложение.
Из общей массы НПО подавляющая их часть (более 90 %) действует в регионах или на местном уровне, более 4 % являются общенациональными и 1 % — международными. Большинство НПО функционируют в сфере содействия здравоохранению, экологии, спорту, оказания помощи инвалидам и ветеранам. Значительная часть НПО — профессиональные объединения, юношеские ассоциации, клубы по интересам. Институты гражданского общества наиболее активны в Киеве, Харькове, Львове, Донецке, Днепропетровске, Николаеве, в Закарпатье и Крыму. В 22 из 28 областей Украины количество НПО на 10 тысяч человек аналогично показателю, который сложился в 35 штатах США. Тем не менее деятельность украинских НПО слабо распространена в сельской местности и небольших городах.
Примерно 40 этнических групп на Украине создали свои общественные организации и культурные центры, из них 30 функционируют на общенациональном уровне. Наиболее активны организации этнических русских, крымских татар, евреев, поляков, венгров, румын.
Поликонфессиональный характер украинского общества проявляется, в частности, в деятельности около 25 тысяч региональных организаций, четвёртая часть которых — организации религиозных меньшинств, сект и так далее.
По закону благотворительная деятельность не подлежит налогообложению. На практике широкие полномочия фискальных органов, стремящихся к увеличению налоговой базы, приводят к массовому предъявлению налоговых претензий в адрес доноров и организаций публичной сферы, особенно если они параллельно занимаются коммерческой деятельностью. Существующее законодательство не делает чётких различий между НПО, политическими партиями и профсоюзами в том, что касается налогообложения отдельных сторон их деятельности (например, налогообложения коммерческого распространения их печатной продукции и тому подобное).
В зависимости от масштаба предполагаемой деятельности НПО регистрируются либо местными органами власти, либо Министерством юстиции. Регистрируемые в таком порядке институты гражданского общества (закон отводит на всю процедуру, включая изучение заявления, два месяца) подлежат постановке на учёт в налоговых органах, территориальных фондах занятости, социального страхования, пенсионных фондах, органах МВД, что позволяет НПО открывать банковские счета и получать статус юридических лиц.
Законом предусматривается учреждение НПО без образования юридического лица. В этом случае действует заявительный характер с уведомлением, что организация уже создана. Большинство НПО на местном (региональном) уровне и филиалы многих общественных организаций зарегистрированы подобным образом. Однако такой порядок не позволяет организации иметь свой банковский счёт.
Международные эксперты достаточно высоко оценивают кадровый состав и уровень управления большинства институтов гражданского общества на Украине. Их общим слабым местом является, за редким исключением, слабая финансовая база деятельности, что негативно сказывается на их активности и перспективных проектах. По данным министерства статистики Украины, финансы институтов общественных организаций и других институтов гражданского общества состоят из пожертвований (примерно 30 %), спонсорской помощи (20 %), прибыли от коммерческой деятельности (15 %), взносов (15 %), субсидий по государственной линии, в том числе от региональных властей (15 %). Основная часть пожертвований приходится на долю иностранных источников, однако в последние годы активное участие в финансировании общественных организаций принимает и национальный капитал. НПО обязаны раскрывать источники финансирования, хотя ведение двойной бухгалтерии в общественных организациях практически приняло общий характер. Закон допускает участие НПО в создании коммерческих юридических лиц. В этом случае полученные НПО от такой компании доходы или дивиденды подлежат налогообложению на общих основаниях.
В целом органы власти позитивно реагируют на процессы развития публичной сферы, хотя финансирование ряда НПО из бюджетных источников приводит к различным злоупотреблениям, а также к попыткам власти мобилизовать с помощью НПО население в свою поддержку, что особенно проявилось в период «оранжевой революции».
Некоторые общенациональные НПО весьма активно участвуют в процессах выработки политики и принятия решений. К ним относятся, напр., Украинский центр политических и экономических исследований им. О. Разумкова, Институт Восток — Запад. Из властных институтов наиболее активно сотрудничают с НПО Министерства иностранных дел, образования, труда и социальной политики. Иногда деятельность ряда организаций, особенно экологических, правозащитных, этнических и религиозных, выражается в протестных формах, что зачастую является серьёзным, раздражителем для власти. Однако серьёзных кампаний преследования активистов подобных организаций со стороны властей не наблюдается.
К негосударственным компонентам политической сферы относятся также профсоюзы, бизнес-группы.
В процессе транзита институты публичной сферы на Украине превратились в весьма заметную часть общественной политической жизни, их отношения с властью ближе к патронажно-партнёрским, поскольку режим видит в негосударственных компонентах публичной сферы серьёзный резерв для мобилизации различных слоев населения в свою поддержку.
Инструментами выражения корпоративных и профессиональных интересов служат профсоюзы, организации предпринимателей, собственников, политические партии, различные лоббистские группы и группы интересов.
Украинские профсоюзы объединяют около 18 миллионов членов из 28 миллионов экономически активного населения. На Украине действуют 5 профсоюзных конфедераций, 74 национальные профсоюзные организации, построенные по территориальному и отраслевому принципу. Большинство профсоюзных организаций входит в Федерацию профсоюзов Украины, которая объединяет около 16 миллионов человек. Профсоюзные конфедерации — Ассоциация Солидарности Рабочих, Конфедерация свободных профсоюзов Украины, профсоюз «Солидарность», профсоюз «Наше право» — являются независимыми организациями. Система коллективных договоров пока не является всеобщей практикой для украинских профсоюзов; руководство некоторых организаций становится на позиции соглашательства с предпринимателями, что вызывает у рядовых членов профсоюзов ощущение бесполезности профсоюзной деятельности. Значительная часть занятых в частном секторе экономики (в некоторых областях более 60 %) не является членами профсоюзов.
На Украине зарегистрировано более 400 региональных и свыше 20 национальных ассоциаций малого бизнеса. Многие из этих организаций функционируют под патронажем Координационного и экспертного центра. Существует Федерация профсоюзов кооператоров и других форм предпринимательства. Однако только 10 % предприятий малого бизнеса объединены в ассоциации. Более крупный бизнес объединён в Союз промышленников и предпринимателей Украины. Это объединение имеет значительные лоббистские возможности.
Более 70 % фермеров, которых в стране насчитывается около 50 тысяч человек, объединены в Ассоциацию фермеров и частных землевладельцев, которая имеет соответствующие структуры в каждой области и сельскохозяйственном районе.
Корпоративные компоненты политической системы являются важнейшими институтами гражданского общества на Украине.
← Назад | НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала на Украине в 1975–2000 годах
- Язык
- Киевская Русь
- Украина в XIV–XVIII веках
- Украина в XIX — начале XX века
- Украина в 1917–1940 годах
- Украина в годы Великой Отечественной войны
- Украина в 1946–1980 годах
- Украина в годы перестройки
- Украина в 1990-х годы и в начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Украины в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Украины в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Со 129 рисунками в тексте и картой Цейлона. Перевод Наталии Холодковской,С 129 ...
Предлагаемая читателю книга содержит описания уникальных уголков природы России ...