Словакия / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Экономика Словакии наряду с экономикой Чехии (ещё в составе Чехословакии) вошла в фазу реформ с 1990 года. Процесс перехода от плановой экономики к свободным рыночным отношениям проходил с большими сложностями, чем в Чехии. Экономика Словакии на протяжении длительного периода находилась в зависимости от экономики Чехии (в едином государстве с Чехией Словакия находилась на положении «младшего партнёра»), опиралась на дотации центрального правительства, и, несмотря на попытки построения развитой промышленности, такое положение сохранялось до 1990-х гододв. Таким образом, во время мирного «развода» двух стран Словакия осталась без экономической помощи, которую она получала в рамках единого государства.
С 1990 года в стране началась приватизация, на аукционах продавались малые предприятия, в результате чего в экономике появляется частный сектор. Приватизация некоторых крупных и средних государственных предприятий началась только в 1993 году и имела характер ваучерной приватизации. В это время Словакия находилась в состоянии экономического кризиса, сопровождавшегося падением ВВП, высокими показателями безработицы и инфляции. Тем не менее реформы продолжались, однако больший упор был сделан на социальную составляющую экономики. С 1994 года страна начала выход из экономического кризиса, что сопровождалось приростом ВВП, сокращением инфляции и безработицы.
После выборов 1998 года правительство Микулаша Дзуринды взяло курс на вхождение в ЕС. В экономике были осуществлены структурные реформы, которые в целом завершились к 2001 году. В 1999 году начался новый этап приватизации, распространённый на 40 госпредприятий, включая «естественные монополии», в области газовой промышленности, электроэнергетики, почтовой связи и телекоммуникаций, оборонной промышленности, транспорта, сельского, лесного и водного хозяйства.
В начале XXI века экономика Словакии развивалась возрастающими темпами. Рост объёмов ВВП в 2000–2003 годах составил соответственно 2,04 %, 3,79 %, 4,62 % и 4,46 %, при этом основная доля прироста ВВП в 2000–2002 годах обеспечивалась повышением личного потребления домохозяйств, а в 2003 году, при его незначительном снижении, увеличением экспорта на 47 %. С началом второго этапа приватизации увеличился и приток иностранных инвестиций, связанный, в первую очередь, с продажей национальных активов Словакии иностранцам. Инвестиционный климат в Словакии оценивался в этот период как весьма благоприятный, и страна рассматривалась в качестве одного из главных объектов инвестирования в Европе. Было принято привлекательное для инвесторов налоговое законодательство: с 2004 года введена плоская шкала налогообложения (фиксированная ставка на уровне 19 %) на все виды дохода, а налог с дивидендов отменен.
В том числе благодаря экономическим успехам Словакия добилась права стать членом ЕС, участие в котором рассматривается и как возможность решить такие проблемы, как инфляция, экспортные ограничения и самое главное — стабилизация роста ВВП. В 2009 году Словакия перешла на евро, что в значительной мере было продиктовано трудностями обеспечения стабильности собственной валюты и финансовой системы.
Роль государства в экономике Словакии характеризуется довольно традиционным для обществ, переживших переход от планового хозяйствования к свободному рынку, набором выполняемых им функций. Само государство определяло и определяет ход системных реформ, которые придают облик экономической сфере. При этом деятельность государства является определяющей для экономики: например, правительство предпринимает значительные усилия для привлечения инвестиций, без которых рост экономики проблематичен. Вместе с тем до 2006 года государство целенаправленно сокращало своё участие в регулировании свободного рынка: либерализация экономической среды, три этапа приватизации — все это привело к тому, что доминирующим фактором в экономике становится частный капитал.
При этом в Словакии государство не остаётся в стороне от общества, находящегося в условиях свободных рыночных отношений. Социальная политика является одним из приоритетных направлений деятельности государства после 2006 года. Также конституционно закреплена собственность государства на природные ресурсы.
Сфера занятости в Словакии является одним из самых проблемных мест экономики. На протяжении всего периода экономических реформ правительству не удавалось справиться с проблемой очень большой безработицы: в 2006 году уровень безработицы в Словакии был 13,3 %. Из 16,3 % безработных в 2005 году более 70 % являлись долгосрочно безработными. При этом в Словакии наблюдается один из самых низких уровней вовлечённости людей в трудоспособном возрасте в трудовую деятельность (на 2005 год этот показатель составлял 57,7 %) и один из самых низких уровней занятости пожилого населения. Трудность решения проблемы упирается и в территориальный разрыв в показателях безработицы: большая часть безработных проживает в восточной части страны, в то время как на остальной территории ситуация постепенно налаживается.
Важнейшую роль в экономике современной Словакии играет сфера услуг, в которой доминирует частный капитал. В отношении финансового сектора сферы услуг следует отметить, что после его приватизации, как и в других странах Восточной Европы, он почти полностью перешёл под контроль иностранного капитала, который контролирует 85 % совокупных активов финансового рынка Словакии. На середину 2007 года в Словакии оставался только один банк без иностранного участия в его капитале; из совокупного банковского капитала только 8,4 % принадлежало словацким гражданам. Аналогичная картина наблюдается на рынке страховых услуг, где на 2005 год только 8,47 % совокупного страхового капитала имело национальное происхождение. Крупнейшими инвесторами в банковском секторе являются австрийские и люксембургские компании, в страховом — немецкие, австрийские и нидерландские компании. Большой потенциал имеет сектор туристических услуг, развитие которого сдерживается недостаточными инвестициями.
Сфера промышленности играет традиционно важную роль в экономике Словакии. Потеряв свои позиции во время трансформационного спада, с началом в 1999 году новых реформ и приходом иностранных инвесторов, обладающих капиталом и технологиями, она получила мощный импульс к развитию. На долю обрабатывающей промышленности приходится 84 % всего выпуска промышленной продукции и две трети создаваемой там добавленной стоимости. Самой крупной отраслью обрабатывающей промышленности является автомобильный сектор, на который в 2006 году приходилось 20 % совокупного выпуска. В этой отрасли в Словакии работают три автомобильных гиганта — немецкий «Фольксваген» (Volkswagen), французский «ПСА Пежо-Ситроен» (PSA Peugeot-Citroen), корейский «Киа» (Kia). Второй по значимости отраслью обрабатывающей промышленности (18 % совокупного выпуска) является металлургия: крупнейшим игроком является компания «ЮС Стил Кошице» (US Steel Kosice), с 2000 года находящаяся под контролем американской «ЮС Стил Корпорейшн» (US Steel Corporation).
Менее развито производство электротехнических и оптических приборов (16 % совокупного выпуска), в этой отрасли также главными производителями являются японская «Сони» (Sony) и корейский «Самсунг» (Samsung). Среди остальных отраслей можно выделить пищевую промышленность, производство оборудования, химическую промышленность (крупнейшая нефтеперерабатывающая компания «Словнафт» (Slovnaft) также находится под контролем иностранного капитала — венгерской «МОЛ» (MOL). Сравнимую по значимости с металлургией долю в промышленном выпуске имеет производство электроэнергии, в котором также доминирует иностранный капитал.
Аграрные реформы 1990-х годов перевели весь сельскохозяйственные сектор в частную собственность. В Словакии выращиваются зерновые, технические культуры (табак, сахарная свёкла), развито животноводство.
Со стороны спроса на протяжении трансформационного периода важную роль в развитии экономики играли частное потребление домохозяйств и государственные расходы, однако с 1999 года существенный вклад в развитие словацкой экономики стали вносить и инвестиции. Наибольший эффект оказывали иностранные инвестиции, которые в отдельные годы составляли половину всех инвестиций в основные фонды.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2008 году, Словакия названа страной — членом ОЭСР с экономикой «высокого дохода» (high income). Также в классификации Всемирного банка Словакия характеризуется как страна — заёмщик МБРР, что позволяет ей получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений. В 2000 году в Словакии завершился этап восстановительного роста после трансформационного спада, когда объем создаваемого ВВП сравнялся с аналогичным показателем последнего дореформенного года (1989 год). С этого момента темпы развития экономики непрерывно увеличивались, а в 2006 году прирост ВВП Словакии (8,3 %) был наивысшим среди всех стран — членов ОЭСР.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2008–2009 годах Словакия занимает 46-е место (из 134) с показателем 4,40 балла, причём на протяжении четырёх лет наблюдается его снижение.
Важную роль в экономике Словакии играет международная торговля. В период преодоления трансформационного спада именно она стала одним из факторов, способствовавших возрождению обрабатывающей промышленности Словакии. В структуре экспорта отмечается преобладание машин и оборудования (в первую очередь автомобилей), а также других промышленных товаров. В импорте также преобладают машины и оборудование, что объясняется в том числе обновлением устаревших основных фондов.
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2006 год): транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (20,37 %); электрическое и электронное оборудование (17,17 %); сталь, чугун и изделия из них (11,3 %); энергосиловое оборудование (11,19 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (6,08 %); пластмассы и изделия из них (3,4 %); бумага, картон, целлюлоза (2,56 %); каучук и изделия из него (2,26 %) и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2006 год): электрическое и электронное оборудование (13,84 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (13,66 %); энергосиловое оборудование (12,69 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (12,29 %); сталь, чугун и изделия из них (6,55 %); пластмассы и изделия из них (4,16 %); фармацевтическая продукция (2,36 %); каучук и изделия из него (1,75 %); бумага, картон, целлюлоза (1,58 %) и др.
Страновая структура экспорта и импорта демонстрирует ориентированность экономики Словакии на страны ЕС, на которые в 2006 году приходилось 85,3 % объёма экспорта (в том числе на Германию — 25,8 %, Чехию — 14,2 %) и 71,3 % — импорта (в том числе на Германию приходилось 20,6 %, Чехию — 12,8 %). На Россию приходится 10,7 % словацкого импорта.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Словакия в древности и Средние века
- Словакия в XVIII–XIX веках
- Словакия в составе Чехословацкой Республики
- Социалистическая Чехословакия
- «Пражская весна» и её подавление
- «Бархатная революция» и распад Чехословакии
- Словацкая Республика на рубеже XX и XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном совете по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Словакии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Словакии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1865 год. Типография Ивана Глазунова. ...
Путевые записки по России, в двадцати губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, ...
В данной книге в доступной и яркой форме излагаются сведения по различным ...