Молдавия / Конституционные основы, характеристика формы правления

Государственный строй Республики Молдова определяется конституцией страны, принятой 29 июля 1994 года (вступила в силу 27 августа 1994 года).

В соответствии со ст. 1 конституции, Республика Молдова — суверенное и независимое, единое и неделимое, демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются. Ст. 11 Основного закона констатирует, что Республика Молдова — нейтральное государство, которое провозглашает свой постоянный нейтралитет.

В построении своей государственности на первоначальном этапе Молдавия во многом опиралась на конституционный опыт соседней Румынии, также вступившей в 1989 году на путь демократических преобразований.

В действующую конституцию Молдавии вносились изменения и дополнения, касающиеся, в частности, полномочий президента и правительства (2000); основных прав и свобод (2001); статуса депутатов (2002); институтов судебной власти (2002).

Всего в конституцию после её принятия поправки вносились 7 раз (в том числе в 1996, 2000, 2001, 2002 и 2003 годах). Принятие в 2000 году поправок в конституцию, а также проведённые в соответствии с этим 25 февраля 2001 года внеочередные выборы в парламент трансформировали Молдавию в парламентскую республику.

Непризнанная международным сообществом Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе имеет собственную конституцию, которая гласит, что ПМР — «суверенное, независимое, демократическое, правовое государство» (ст. 1.), осуществляющее «свою деятельность в условиях демократического многообразия политических институтов и мнений» (ст. 8.).

В Приднестровской Молдавской Республике установлена президентская форма правления (ст. 55). Конституция ПМР содержит положения, облегчающие сближение с Республикой Молдова или с каким-либо другим государством или союзом. Так, ст. 58 предусмотрена передача определённых полномочий органов государственной власти ПМР посредством принятия определённого конституционного закона) иному государству либо наднациональным органам при условии, что подобное делегирование полномочий не приведёт к ограничению прав и свобод граждан и не будет означать для ПМР утрату суверенитета.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Иллюстрированная энциклопедия лесов / Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество деревьев». Автор смотрит на лес иначе — как на цельный организм, состоящий из бактерий, грибов, мхов, Растений, кустов, простейших, червей, моллюсков, земноводных, насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих, живущих под сенью лИллюстрированная энциклопедия лесов
Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество ...
Беседы о земле и тварях, на ней живущих / Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1865 год. Типография Ивана Глазунова. Издание второе. С иллюстрациями и таблицами в лист. Владельческий переплёт. Кожаный бинтовой корешок с золотым тиснением. Сохранность хорошая. Лёгкие временные пятна. В настоящее издание вошло одно из самых известных сочинеБеседы о земле и тварях, на ней живущих
Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1865 год. Типография Ивана Глазунова. ...
Солонцы и солончаки Азиатской части СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1926 года (издательство «Новая деревня»).Солонцы и солончаки Азиатской части СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1926 года ...