Молдавия / Конституционные основы, характеристика формы правления

Государственный строй Республики Молдова определяется конституцией страны, принятой 29 июля 1994 года (вступила в силу 27 августа 1994 года).

В соответствии со ст. 1 конституции, Республика Молдова — суверенное и независимое, единое и неделимое, демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются. Ст. 11 Основного закона констатирует, что Республика Молдова — нейтральное государство, которое провозглашает свой постоянный нейтралитет.

В построении своей государственности на первоначальном этапе Молдавия во многом опиралась на конституционный опыт соседней Румынии, также вступившей в 1989 году на путь демократических преобразований.

В действующую конституцию Молдавии вносились изменения и дополнения, касающиеся, в частности, полномочий президента и правительства (2000); основных прав и свобод (2001); статуса депутатов (2002); институтов судебной власти (2002).

Всего в конституцию после её принятия поправки вносились 7 раз (в том числе в 1996, 2000, 2001, 2002 и 2003 годах). Принятие в 2000 году поправок в конституцию, а также проведённые в соответствии с этим 25 февраля 2001 года внеочередные выборы в парламент трансформировали Молдавию в парламентскую республику.

Непризнанная международным сообществом Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе имеет собственную конституцию, которая гласит, что ПМР — «суверенное, независимое, демократическое, правовое государство» (ст. 1.), осуществляющее «свою деятельность в условиях демократического многообразия политических институтов и мнений» (ст. 8.).

В Приднестровской Молдавской Республике установлена президентская форма правления (ст. 55). Конституция ПМР содержит положения, облегчающие сближение с Республикой Молдова или с каким-либо другим государством или союзом. Так, ст. 58 предусмотрена передача определённых полномочий органов государственной власти ПМР посредством принятия определённого конституционного закона) иному государству либо наднациональным органам при условии, что подобное делегирование полномочий не приведёт к ограничению прав и свобод граждан и не будет означать для ПМР утрату суверенитета.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Труды по экологии и биогеографии / Наиболее полное собрание работ крупнейшего фитоценолога и фитогеографа 2-й половины 20-го века Станислава Михайловича Разумовского. С. М. Разумовский разработал один из фундаментальных подходов к изучению эволюции сообществ живых организмов — структуралистскую теорию функционирования биоценоза. В наТруды по экологии и биогеографии
Наиболее полное собрание работ крупнейшего фитоценолога и фитогеографа 2-й ...
Введение в изучение геологии Европейской России. Часть 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Госиздат»).Введение в изучение геологии Европейской России. Часть 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Происхождение жизни / Предисловие акад. А. И. Опарина. Перевод с английского Ю. М. Фролова. В книге рассмотрены представления о возможности возникновения жизни на Земле и в других областях Вселенной путём постепенных превращений неживой природы, без вмешательства божественных и других сверхъестественных сил. ПредназначенПроисхождение жизни
Предисловие акад. А. И. Опарина. Перевод с английского Ю. М. Фролова. В книге ...