Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Конго, Демократическая Республика / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

ДРК является членом ООН и ряда её специализированных учреждений, Африканского союза, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки), САДК (Сообщество развития Юга Африки), Африканского банка развития.

Из всех международных структур важнейшей для ДРК остаётся ООН. В свете резолюции 1756 СБ ООН, продлившей мандат Миссии до 31 декабря 2008 года, её полномочия расширены. Теперь у «голубых касок» есть весомый аргумент для силовой поддержки ВС ДРК в случае необходимости, в то время как ранее их действия ограничивались главой 7 Устава ООН о самообороне. Они будут также принимать участие в обучении интегрированных бригад национальной армии. По последним данным, в её рамках работает 21 905 специалистов из 119 стран мира. В основном это миротворцы из Индии, Пакистана, Бангладеш, Уругвая, Непала и ЮАР. Представлена также и Россия.

Во внешнеполитической стратегии ДРК на современном этапе имеются два приоритетных компонента: поддержание конструктивного сотрудничества с развитыми государствами Запада (в первую очередь, США, Бельгией, Францией), являющегося залогом восстановления и развития страны, и обеспечение безопасности в лимитрофных зонах с приграничными государствами.

Первое направление связано с привлечением иностранной помощи и инвестиций в национальную экономику, как по государственной, так и по частной линии. Западные страны периодически предпринимают попытки добиться от ДРК более заметных успехов на ниве демократизации. Однако отсутствие положительной динамики в этой области становится все более очевидным.

Поскольку главной гарантией хотя бы относительной безопасности жителей страны и будущих сделок с её деловыми кругами является именно эффективная исполнительная власть, США и европейские государства, по мнению ряда исследователей, сделали своим приоритетом не «хорошее», а «достаточно хорошее» управление (англ. good enough government Vs. good governance). Подобная стратегия представляется особенно рациональной с учётом возможного столкновения в ДРК интересов западного и китайского бизнеса, где последний, как известно, практически безразличен к правозащитной проблематике и потому особенно привлекателен для многих африканских правительств.

По-настоящему жёсткая и подкреплённая практическими мерами критика Кабилы со стороны Запада возможна, по всей видимости, только в случае резкого ухудшения внутренней обстановки в стране. Кризис 2008 года в бельгийско-конголезских отношениях, вызванный заявлениями бельгийской стороны о том, что она, как важнейший финансовый спонсор ДРК, имеет право на часть ответственности за её развитие, и повлёкший за собой взаимное закрытие консульств и отзыв конголезского посла, несмотря на свою остроту, едва ли может расцениваться как проблема системного характера.

Двусторонние отношения между ДРК и Угандой осложнены и вопросом компенсаций ДРК за урон, причинённый угандийскими войсками населению и экономике восточных регионов страны. Международный суд ООН в своём решении указал вину Уганды и необходимость компенсационных платежей, однако оставил окончательное урегулирование всех практических вопросов в компетенции двух стран. Учитывая отсутствие у ДРК реальных рычагов воздействия на власти Уганды, выплата заявленной суммы в 10 миллиардов долларов зависит исключительно от доброй воли угандийской стороны.

Руанда продолжает требовать пресечения на территории ДРК активности группировок хуту — участников геноцида 1994 года (ФДЛР и ополчения «интерахамве»), в помощи которым подозреваются и конголезские власти. В свою очередь, последние подозревают, что генерал Лоран Нкунда, продолжающий создавать угрозу безопасности на востоке ДРК вместе с лояльными ему боевиками, является проруандийским агентом. См. также разделы «Внутренние конфликты и расколы», «Вызовы и угрозы безопасности».

Важность военно-политической передышки после второй гражданской войны в стране дополнительно подчёркивается участием ДРК в Пакте о безопасности, стабильности и развитии в регионе Великих озёр. Несмотря на традиционную для Африки неэффективность подобных комплексных инициатив, данное соглашение, вступившее в силу в 2008 году, высоко оценивается не только в регионе, но и международным сообществом, и в первую очередь ООН.

В 2007 году ДРК, Руанда и Бурунди возобновили деятельность Экономического сообщества Великих озёр.

В будущем в конфигурации внешнеполитических связей ДРК все большее место будет занимать сотрудничество по линии «юг — юг», где ведущие позиции достанутся таким странам, как КНР, Бразилия, Индия, которые отличаются от западных партнёров максимальным прагматизмом в сфере экономики и активно отстаивают право развивающихся стран на достойное место в мировой политике. Эти контрагенты, в первую очередь Китай, могут также рассматриваться как контрбаланс для чрезмерного влияния Запада на внутреннюю и внешнюю политику ДРК. Кроме того, по мнению ряда экспертов, только агрессивное китайское инвестирование в экономические проекты сможет помочь президенту Кабиле добиться видимых успехов на ниве реконструкции и развития и сохранить доверие граждан на уровне, достаточном для бесконфликтного переизбрания.

Вместе с тем, ввиду сохраняющейся финансово-экономической зависимости от Бретгон-Вудских структур, привилегированным партнёром ДРК останется Евросоюз, осуществлявший программы интеграции бывших комбатантов, создания национальной полиции, подготовки к проведению выборов в местные органы власти, социально-экономических проектов и так далее. На период до 2013 года уже выделено 561 миллион евро на эти и другие цели. Среди западных партнёров лидируют США, Бельгия, Франция, Великобритания и Германия.

Отношения с Россией, впервые установленные в 1960 году, в настоящее время продолжают отличаться крайне низкой динамикой. Вместе с тем в обозримом будущем не исключена заметная интенсификация связей, в первую очередь в сфере экономики. Этому должна способствовать заинтересованность в сотрудничестве со стороны российских компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, энергетикой и грузовыми перевозками.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Физическая география СССР / Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу изложения предназначен для студентов старших курсов географических факультетов государственных университетов и педагогических институтов. Обширный фактический материал курса излагается на основе главнейших методологических и меФизическая география СССР
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...
Холодный климат ранней субатлантической эпохи в Северном полушарии / Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат средневековой тёплой эпохи в Северном полушарии» (М.: Изд-во МЭИ, 2001) и посвящена другому крупнейшему климатическому событию позднего голоцена: похолоданию ранней субатлантической эпохи. Результаты обоих исследований обозначаХолодный климат ранней субатлантической эпохи в Северном полушарии
Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат ...
Опыт описательной минералогии. Том 1. Самородные Элементы. Выпуск 4 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1912 года (издательство «Типография императорской академии наук»).Опыт описательной минералогии. Том 1. Самородные Элементы. Выпуск 4
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1912 года ...