Конго, Демократическая Республика / Политическая роль военных/силовых структур

Вооружённые силы традиционно играли большую роль в политической жизни ДРК.

Бунты в армии стали прологом к первой гражданской войне в Конго, а два военных переворота, осуществлённые Мобуту, стали способом силового разрешения политических противоречий и достижения относительной стабильности. Будучи выходцем из армейской среды, Мобуту осознавал всю опасность власти, которая исходит от сплочённой и заметно обособленной от остального общества армии. В связи с этим он старался держать её под личным контролем, делая ставку на отдельные элитные части и зарубежную помощь. В 1975 году было объявлено о срыве попытки военного переворота.

В 1991 и 1993 годах имели место масштабные мятежи солдат армии Заира, вызванные невыплатой жалованья. Эти события, а также окончательная деградация заирских вооружённых сил, не сумевших защитить правящий режим, ознаменовали конец эпохи Мобуту.

По мнению некоторых исследователей, враждебные Лорану Кабиле круги в вооружённых силах сыграли свою пагубную роль в организации его убийства. В 2004 году с проблемой военных мятежей дважды пришлось столкнуться его сыну, причём если первый мятеж в Киншасе был вызван, по всей видимости, преимущественно финансовыми причинами, то второй был организован частью офицеров и солдат президентской гвардии и носил отчётливый политический характер. Оба мятежа были оперативно подавлены верными президенту силами.

С учётом событий прошлого в действующей конституции был особо указан аполитический характер вооружённых сил и полиции. Военнослужащие и полицейские не имеют права голоса.

Комплектование рядового и сержантского состава осуществляется на добровольной основе.

Армия ДРК остаётся крайне слабой с военной точки зрения. В настоящее время как вооружённые силы, так и правоохранительные органы не могут обеспечить окончательной стабилизации на востоке страны (именно там находится подавляющее большинство армейских подразделений) и отличаются весьма невысоким уровнем профессиональной подготовки и морали. Военнослужащие продолжают совершать различные преступления против мирного населения. Во многом это связано с тем, что реинтеграция бывших повстанцев в ряды национальных ВС имеет чисто механический характер и вместо сплочённого личного состава, движимого государственным интересом, правительство пока что получает скорее конгломерат прежних вооружённых формирований под номинальным единым командованием.

Гражданский контроль над военными/силовыми структурами практически отсутствует, и разоблачительная деятельность СМИ и НПО не может считаться адекватной его компенсацией.

Вместе с тем необходимо отметить, что задачи успешного военного строительства не могут быть быстро решены и по объективным причинам. Крайняя бедность государства, обусловленная как последствиями второй гражданской войны, так и сохраняющимся высоким уровнем коррупции, не позволяет повсеместно обеспечить должный уровень военного обучения и воспитания, достойное жалованье и пополнение материальной части. Кроме того, большая площадь республики, а также число и сложная специфика потенциальных ТВД сами по себе представляют препятствие, которое было бы сложно преодолеть и более развитому государству.

Кроме того, значительную опасность для дальнейшего общественного развития могут представлять последствия гражданской войны, выражающиеся в значительном числе детей-сирот и детей (подростков), имеющих опыт участия в боевых действиях (суах. «кадого» — «маленькие»).

Дети и подростки с военным прошлым, так называемые дети-солдаты, появились по вине многочисленных вооружённых формирований, насильно мобилизовавших их в свои ряды в годы второй гражданской войны (на востоке практика продолжается до сих пор). Реабилитация указанных категорий граждан после перенесённых физических страданий и психических травм является сложным вызовом для государства с неадекватной медицинской и прочей инфраструктурой.

После успешно проведённых общенациональных выборов ДРК приступила к созданию основ демократического государства. Однако по-прежнему не решена важная проблема обороноспособности ДРК, создание профессиональной армии, которая могла бы обеспечить мир и безопасность населению страны. По состоянию на 2007/2008 годов ВС ДРК не имели должной подготовки, транспорта, амуниции и опыта и не были в состоянии эффективно вести боевые действия.

Перманентное обострение ситуации в восточных районах ДРК, связанное с активизацией боевиков иностранных и конголезских бандформирований, а также столкновениями между самими бригадами ВС ДРК, ещё раз напоминает о важности решения этой задачи. Силовики ДРК совместно с миротворцами из Миссии ООН ДРК пытаются урегулировать обстановку, не допустить массовых кровопролитий и склонить боевиков к сдаче оружия. Однако «дипломатия» силовиков наталкивается на упорное нежелание бывших комбатантов и их полевых командиров интегрировать в ряды национальной армии.

Проблема разоружения и реинтеграции боевиков, дестабилизирующих обстановку в регионе, в мирную жизнь по-прежнему не решена. В этой связи особенно важно присутствие в регионе миротворческих сил Миссии ООН в ДРК (МООНДРК), которые оказывают разностороннюю поддержку конголезским вооружённым силам, включая подготовку рядового и офицерского состава, а также логистическую помощь.

За период с 2004 по 2007 годы в рамках Программы разоружения, демобилизации и реинтеграции участников незаконных вооружённых формирований, осуществляемой ПРООН/Киншаса и МООНДРК совместно со специальной Национальной комиссией, в стране было сформировано 15 интегрированных бригад, 1 батальон особого назначения и 1 батальон республиканской гвардии. Свыше 130 тысяч бывших комбатантов, действующих в восточных районах, в том числе 2,5 тысячи женщин и 30 тысяч детей-солдат, возвратились к мирной жизни. В подготовке и переподготовке кадров для национальной армии и полиции принимают активное участие ооновские структуры, Бельгия, Франция, США и Ангола.

Поставив цель реформирования сектора безопасности и создания профессиональной армии, руководство ДРК отдаёт себе отчёт в том, что эту задачу можно выполнить лишь при наличии компетентного и патриотически настроенного командования ВС ДРК, более строгом и отвечающем общепризнанным критериям отборе новобранцев на военную службу, обеспечении военнослужащих удовлетворяющим их нужды денежным довольствием, а также оружием и военным снаряжением, которые бы гарантировали успех в бою.


←   Назад  |   Политическая роль военных/силовых структур   |   Вперёд   →



 

Каменные факелы Камчатки / Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? Как образуются вулканические горы? Чем обусловлено размещение вулканов на земном шаре? Что такое тихоокеанское огненное кольцо? Чем знамениты камчатские вулканы? Почему обильное тепло вулканов способствует похолоданиюКаменные факелы Камчатки
Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? ...
О значении радиогеологии для современной геологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).О значении радиогеологии для современной геологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Магматические горные породы и их происхождение. Часть 2 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года (издательство «ГТИ»).Магматические горные породы и их происхождение. Часть 2
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года ...