Конго, Демократическая Республика / Религия и государство, роль религии в политике

Ст. 1 действующей конституции устанавливает светский характер конголезского государства, а ст. 22 гарантирует свободу вероисповедания и отправления культов, если таковые не противоречат закону и общественной морали и не нарушают права других граждан.

Католики ориентировочно составляют 55 % населения, протестанты различных толков — 30 %, кимбангисты — 5 %, мусульмане — 5 %. Создание точной религиозной картины весьма затруднительно, так как приверженцы авраамических религий могут одновременно поклоняться и божествам африканских культов, которые постепенно интегрировались в практику христианства и ислама.

По некоторым оценкам, ДРК — страна с крупнейшим в Африке католическим населением. В то же время эта характеристика должна считаться весьма условной ввиду синкретичного характера христианства в Африке.

Как и во многих других странах Африки, католические и протестантские организации являются важнейшими участниками работы по преодолению различных социальных проблем, оказывая помощь неимущим, создавая элементы медицинской и образовательной инфраструктуры и тому подобного, что позволяет представителям христианских церквей пользоваться авторитетом среди местного населения.

Стремление протестантских миссионеров ослабить влияние своих конкурентов католической церкви, являвшейся одним из ключевых элементов системы колониального управления (католики контролировали систему образования и играли важнейшую роль в организации здравоохранения), может считаться основанием для участия протестантов в кампании за смягчение режима в Конго в начале XX века.

В Бельгийском Конго долгое время жил и работал католический миссионер Пласид Темпельс, автор классического труда «Философия банту» (1945 год). Он не только стал для западной науки одним из пионерских фундаментальных исследований в сфере религиозных воззрений и этоса африканцев, но и оказал влияние на африканских мыслителей (в том числе будущего президента Сенегала Л. Сенгора), став для них примером того, как можно использовать методы западной науки для описания и анализа духовных процессов в Африке.

В дальнейшем подобный подход стал системообразующим для африканской философии, представляющей собой приложение западных инструментов не только в гносеологических и эпистемологических целях, но и для конструирования новых доктрин. Сегодня это вызывает нарекания у многих африканских интеллектуалов, считающих, что для работы с африканским философским материалом нужны аутентичные или оригинальные методы.

Антихристианская по своей сути заиризация, направленная против присвоения конголезцам христианских имён, лишила католическую церковь многих привилегий и ресурсов влияния. В определённом смысле заиризация пыталась заменить в сознании верующих Христа и папу римского образом Мобуту и вызвала острый конфликт между властями и клиром. Как следствие, в период ослабления позиций Мобуту церковь стала особенно активно выступать против президента. Так, видный критик режима архиепископ Кисангани Лоран Монсенгво Пасинья стал председателем Верховного совета республики — Переходного парламента. В 1992 году противостояние привело к трагическому результату, когда при разгоне демонстрации христиан силами, верными президенту, погибли свыше 40 человек.

В новейшей истории страны католический аббат Аполлинер Малу Малу стал посредником при заключении мирного соглашения правительства и 22 вооружённых группировок на востоке страны, подписанного в 2008 году.

Большую роль в общественной жизни Конго/Заира издавна играли афрохристианские секты и движения, наиболее известные из которых эксплуатировали мессианские умонастроения. Одним из первых заметных примеров может по праву считаться так называемая антонианская ересь — учение, возникшее в первое десятилетие XVIII века. Нго создательница, экзальтированная пророчица Беатриче, произвольно интерпретировала отдельные компоненты христианства для мобилизации масс и возрождения былого величия королевства Конго. Масштабное восстание, устроенное приверженцами антонианской ереси против иностранцев и коррумпированных ими конголезских элит, на время стало крайне опасным вызовом для последних.

В XX веке на историческую сцену вышли кимбангизм и китавала. Первое учение, созданное в 1920-х годах Симоном Кимбангу и традиционно опирающееся преимущественно на этнос конго, прошло путь от гонимой бельгийскими властями идеологии духовного спасения и национального освобождения до религии, официально выступавшей с поддержкой режима Мобуту. Секта китавала, возникшая почти в одно время с кимбангизмом в среде шахтёров Катанги, напротив, отличается склонностью к изоляции от государства и общества.

В настоящее время многие исследователи полагают, что кимбангизм и ему подобные этноориентированные религиозные доктрины в значительной степени исчерпали свой положительный потенциал и постепенно превращаются в препятствие на сложном пути государственного и национального строительства, поскольку поощряют обособление исповедующих их этносов от других народностей ДРК.

Своеобразным наследником антонианской ереси может считаться Бунду диа Конго — запрещённая политикорелигиозная организация, выступающая за возрождение королевства Конго. В 2007–2008 годов члены этой структуры устраивали ожесточённые столкновения с представителями властей, повлёкшие за собой многочисленные жертвы.

По мнению ряда наблюдателей, в среде конголезских христиан (преимущественно протестантов разного толка) также набирают силу мессианские и хилиастические ожидания, которые являются своеобразной реакцией на бедствия военных лет и способом найти утешение и жизненные ориентиры в сложной послевоенной обстановке. Всплеск интереса к данной стороне религии создаёт благоприятные условия для роста популярности харизматических лидеров и возникновения военизированных сект.

Ситуация с традиционными верованиями разнится от городов к деревням. Городское население, особенно молодёжь, в значительной степени вестернизировалось. Влияние религии в данном случае на образ жизни проявляется чаще в рудиментах старого мировоззрения (суеверия и пр.), формальном соблюдении религиозных норм. Деревня продолжает демонстрировать более последовательный подход к традиционным верованиям.

Элементом традиционной культуры, до сих пор оказывающим значительное влияние на поведение современных политиков и рядовых граждан Конго, является вера в разрушительную силу колдовства. По некоторым данным, Мобуту пытался обеспечить свою безопасность от вредоносного воздействия магии с помощью магических средств, тогда как Лоран Кабила во время своего пребывания в подполье беспощадно истреблял людей, заподозренных в колдовстве. Многие современные политические деятели тайно обращаются к услугам «специалистов» в области магии, чтобы заручиться защитой от «порчи» со стороны конкурентов. Кроме того, считается, что божества традиционных верований способны даровать успех на выборах.

В годы первой гражданской войны в Конго боевики «Симба», воевавшие за Национальную армию освобождения, считали, что неуязвимы для пуль, а потери случаются лишь тогда, когда колдуну на стороне противника удаётся нейтрализовать защиту. Аналогичного мнения придерживались и бойцы влиятельной повстанческой группировки «маи-маи», сражавшейся против сил Руанды и Уганды во второй гражданской войне, а по окончании боевых действий в большинстве интегрировавшихся в ВС ДРК. Подобное мировоззрение во многом поднимало боевой дух солдат на полях сражений.

Рецидивы традиций доколониального периода, когда практиковалась публичная расправа с колдунами (была запрещена бельгийцами), можно найти и в Новейшей истории Конго. Так, в 2001 году в административном округе Итури (Восточная провинция), по разным оценкам, по обвинению в колдовстве было убито около 800 человек. Массовый террор был прекращён с помощью угандийских военных частей. Часто жертвами подобных расправ становятся дети.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

О работе Палеонтологического института Академии наук за 1937 год / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).О работе Палеонтологического института Академии наук за 1937 год
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Курс землеведения / Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на владельческий переплёт. Прилагаются цветные карты. Сохранность хорошая. Андрей Николаевич Краснов (1862–1914) — ученик В. В. Докучаева, соратник и друг В. И. Вернадского, профессор Харьковского университета, известныйКурс землеведения
Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на ...
Занимательно о космологии / А. Томилин — преподаватель института. Его новая книга, которую издательство предлагает своим читателям, посвящена одной из наук о вселенной.Занимательно о космологии
А. Томилин — преподаватель института. Его новая книга, которую издательство ...