Конго, Демократическая Республика / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Наиболее отчётливо современная национальная идея ДРК сформулирована в действующей конституции. Преамбула гласит, что всеобщим стремлением конголезцев является строительство сильного правового и процветающего государства, в основе которого должна лежать подлинная демократия в политической, экономической, социальной и культурной сфере. Ставятся задачи по преодолению клиентелизма, непотизма, трайбализма и других подобных общественных зол, а также обеспечению прав человека в соответствии с принципами международных соглашений. Ст. 51 действующей конституции особо указывает, что государство должно обеспечивать мирное и гармоничное сосуществование всех населяющих его этнических групп.

Кроме того, необходимо отметить, что исторически на территории нынешней ДРК большим влиянием пользовалась концепция сильной патриархальной государственности в различных формах, не утратившая своего значения и по сей день. Её современный вариант, представлявший собой причудливую смесь монархических традиций доколониальной истории, бельгийского патернализма и формальных признаков «классической» демократии. Впервые он появился на политической сцене с подачи Мобуту, но, по всей видимости, мог возникнуть и при любом из его современников, если бы кто-то из них оказался у власти вместо него.

Мобуту, который справедливо считался злейшим врагом Лумумбы, сам выполнил программу за погибшего первого премьера и прочих. Преемственность курсов подтверждается и тем, что Лумумба был посмертно реабилитирован в правление Мобуту и провозглашён «первым государственным героем».

Именно приверженность одной идее и осознание себя в качестве единственного её проводника в жизнь сделали деятелей ранней политической истории ДРК столь принципиальными противниками. Вышеуказанная преемственность обусловлена самой необходимостью сохранения Конго как единого государства — задачей, требующей доминирования исполнительной власти для оперативного контроля над обширной территорией и полиэтническим населением и практически исключающей дискуссионное решение главных проблем развития, поскольку таковое повышает внутреннюю неустойчивость системы.

После падения Мобуту давний приверженец Лумумбы Лоран Кабила взял на вооружение жёсткий стиль своего предшественника, устранив только наиболее одиозные стороны его правления. Характерным показателем здесь является и то обстоятельство, что Кабила принял на работу в качестве политического консультанта Доминика Сакомби Инонго — министра информации в правительстве Мобуту, одного из главных авторов доктрины заиризации и творца культа личности в Заире.

Несмотря на демократическую риторику оппозиционных политиков и их призывы к либерализации правления и приближению к европейским стандартам демократии, вероятность того, что в случае прихода к власти сами они изберут модель поведения, отличную от стиля предшественников, крайне низка. В первую очередь, это обусловлено объективной невозможностью полноценного демократического правления на обширной территории, пострадавшей от масштабного вооружённого конфликта, не имеющей адекватной инфраструктуры и нуждающейся, в первую очередь, в элементарной стабильности.

Главной проблемой в подобной ситуации становится не столько искоренение авторитарных начал как таковых, сколько борьба против приобретения авторитаризмом самостоятельной ценности, отрыва авторитарных методов от решения практических задач, временно оправдывающих их существование. Политическая практика почти пятидесяти лет независимого существования Конго демонстрирует, что стагнация и разрушение патерналистских режимов начинались именно с того момента, когда авторитарный механизм начинал служить посторонним (негосударственным) интересам, лишаясь в глазах населения своей относительной полезности.

Собственно идеологические конфликты и расколы в современном конголезском обществе практически отсутствуют. Противостояние между партиями обусловлено не идеологическими, а скорее этническими различиями, а также борьбой за доступ к властным и иным ресурсам. На выборах поддержка избирателей является поддержкой конкретных кандидатов, а не программ.

На уровне рядовых граждан продолжает пользоваться влиянием принцип, наиболее известный широкой публике под названием «убунту» (используется в языках семьи нгуни — зулу, коса и др.). В соответствии с ним индивид может реализоваться только через взаимодействие с общиной и работу на общее благо (человек не является человеком без людей), раскрыться только с помощью других, вследствие чего недопустимо его обособление от прочих, пренебрежение их интересами и проблемами. Наиболее близким русским аналогом этой философской категории является понятие «соборность».

Как и традиционные религии, этот принцип распространён в первую очередь в сельской местности, тогда как в городах он либо размывается, либо претерпевает трансформацию (в том числе с подачи интеллектуальных кругов, оторвавшихся от традиции и воспринимающих её сквозь призму западной логики и философии). Вместе с тем институт поддержки членов общины при миграции в города во многом основан именно на этом принципе.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года (издательство «Типография Медицинского Департамента Министерства Внутренних Дел»).Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года ...
Почвенные и грунтовые воды / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года (издательство «Сельхозгиз»).Почвенные и грунтовые воды
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года ...
Гидрогеология на службе социалистического строительства / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук УзССР»).Гидрогеология на службе социалистического строительства
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...