Конго, Демократическая Республика / Вторая гражданская война в Конго и преодоление её последствий

Практика показала иллюзорность надежд внешнеполитических патронов Заира. Попытки демократизации в конце 1980-х — 1990-х годах в конечном счёте привели разве что к росту внутренней напряжённости. Мобуту сохранил в своих руках все рычаги реальной власти и саботировал исполнение инициатив своих политических противников. При этом он допустил лишь формальную деятельность «переходного парламента» (Верховного совета республики) и «переходного правительства», укомплектованного представителями оппозиционных кругов.

Разрешённая многопартийность складывалась в откровенно хаотическом стиле, мешавшем обеспечить единство оппозиции. В отношении её представителей не прекращались преследования и провокационные действия, часто принимавшие форму вооружённых стычек и локальных межэтнических конфликтов. Недовольство сложным социально-экономическим положением в стране, накапливавшееся в течение предыдущих десятилетий, было усилено массовой фрустрацией, наступившей после того, как первоначальные надежды на быстрое улучшение жизни не оправдались.

Некоторыми исследователями указывается, что Мобуту намеренно закрывал глаза на многие конфликты, чтобы в сложной ситуации, как и много лет назад, выступить в качестве медиатора и реализовать сценарий «разделяй и властвуй». К числу таких конфликтов относят и события в Киву, сыгравшие в итоге роковую роль для режима Мобуту.

В июле 1994 года силами Руандийского патриотического фронта был прекращён геноцид этносоциальной группы тутси в Руанде, начавшийся тремя месяцами ранее и осуществлявшийся представителями второй группы в составе этноса баньяруанда, — хуту. Опасаясь ответных расправ, многие хуту бежали на восток Заира.

Мобуту был выгоден вооружённый конфликт в этом регионе (провинции Северное и Южное Киву), где столкнулись беженцы — хуту и баньямуленге — тутси, переселившиеся на территорию будущего Заира гораздо раньше. В последних Мобуту видел потенциальных агентов влияния или даже ударную силу новых властей Руанды (в основном тутси по принадлежности). Кроме того, конфликт вписывался в план, при котором большое число локальных противоречий позволяло расколоть все возможные силы оппозиции и снизить давление на центральное правительство.

На этом фоне на политическую сцену в очередной раз вышел Доран-Дезире Кабила, приверженец идей Аумумбы, с конца 1960-х годов фактически создавший со своими сторонниками государство в государстве в Южном Киву. Территория, подконтрольная вооружённой оппозиции, на протяжении всего правления Мобуту так и не была занята правительственными силами, но и не стала плацдармом для успешного наступления на Киншасу до тех пор, пока в регионе Великих озёр не произошёл военно-политический кризис системного характера.

Опасаясь за свою судьбу, баньямуленге, подвергавшиеся нападениям и получившие в 1996 году приказ оставить Заир (заирского гражданства они были лишены ещё в 1981 году), решили нанести превентивный удар. Объединившись с боевиками Кабилы и составив костяк его новой армии, они захватили контроль в Северном и Южном Киву и приступили к повсеместному свержению режима Мобуту, чтобы окончательно устранить исходившую от него угрозу их существованию.

Сложившейся обстановкой решили воспользоваться в своих интересах правительства Руанды, Уганды и Бурунди, первое из которых не скрывало своих намерений избавиться от Мобуту. Они поддержали Кабилу оружием и непосредственно живой силой, введя на восток Заира свои контингенты.

Оппозиционеры Кабилы и их союзники из Руанды и Уганды в рекордно короткие сроки установили контроль над территорией Заира и в 1997 году заняли Киншасу, откуда ранее вылетел за границу Мобуту.

Вскоре выяснилось, что собственных сил Кабилы хватило только на то, чтобы захватить власть, на пути к которой не было особенного сопротивления со стороны разложившихся вооружённых сил Заира (при Кабиле переименован в Демократическую Республику Конго). Попытка избавиться от зарубежных покровителей и внутренних союзников, начавших вскоре угрожать его политической самостоятельности, привела к тому, что руандийцы, угандийцы и баньямуленге повернулись против нового правителя, причём сфера его влияния резко сократилась.

Восток, много лет являвшийся надёжным тылом Кабилы, и север оказались под контролем его вчерашних союзников, приступивших к агрессивному разграблению местных природных богатств (алмазов, золота, колтана, древесины и пр.) и нелегальному экспорту их на международный рынок. Возникла реальная угроза захвата Киншасы противниками Кабилы. Кабила обвинил Руанду и Уганду в намерении создать «империю тутси» за счёт части территории ДРК. В этом конфликте интересов США продолжили оказывать поддержку своим главным партнёрам — Руанде и Уганде, тогда как Кабила выпал из когорты «новых» проамериканских политиков Африки.

Помимо внешних и условно «пришлых» (баньямуленге) игроков угрозу представляли внутренние группы инсургентов, пользовавшиеся поддержкой иностранцев. Среди них: Конголезское объединение за демократию (КОД), распавшееся на враждующие фракции и Движение за освобождение Конго (ДОК). Оказавшегося в отчаянном положении Кабилу спасло вмешательство других африканских стран, увидевших свой государственный интерес в сохранении президента у власти. Правительство Анголы стремилось обеспечить себе надёжный тыл на севере, где оппозиционная группировка УНИТА ещё со времён Мобуту имела базу для антиправительственных операций. Кроме того, ангольские власти имели в соседней стране и экономические интересы, которые также привели в Конго солдат из Зимбабве, получавших оружие от КНР и денежную поддержку от Ливии и Франции, а также Намибии. В благодарность за помощь все три страны получили от Кабилы право доступа к конголезским запасам нефти, алмазов, кобальта и других полезных ископаемых.

Косвенным союзником Уганды и Руанды стала ангольская оппозиционная группировка УНИТА. Падение Мобуту вынудило УНИТА перенести свою основную базу из Заира в Республику Конго (Конго-Браззавиль), где боевики стали пользоваться поддержкой со стороны президента Паскаля Лиссубы. Как следствие, ангольские войска встали на сторону его противника Дени Сассу-Нгессо и помогли ему захватить власть в стране, чтобы лишить УНИТА и этого прибежища.

Как на стороне Лиссубы, так и на стороне Сассу-Нгессо воевали выходцы из Заира — бывшие военные из армии Мобуту, а также хуту из Руанды. Лиссуба стремился добиться ввода сил Кабилы в РК, обвиняя сторонников Мобуту в обстрелах Киншасы из Браззавиля. В 1997 году 800 солдат из ДРК были размещены в Браззавиле, чтобы закрыть зону, наиболее удобную для ведения обстрелов. Поражение Лиссубы и невозможность дальнейшего использования РК в качестве удобного плацдарма вынудили УНИТА интенсифицировать боевые действия в самой Анголе и на севере Намибии, что в итоге отвлекло часть сил этих стран от событий в ДРК.

У конфликта имелось и подобие северной полупериферии, возникшей в результате вмешательства Чада, Судана, Ливии и ЦАР.

Во время кризиса в районе Великих озёр Чад стал для Франции ударной силой, которую Париж попытался противопоставить сторонникам США в условиях, когда непосредственное вмешательство показалось нежелательным из соображений международного престижа. Вместе с тем немногочисленный чадский контингент в ДРК сам по себе не мог кардинально склонить чашу весов в пользу президента Кабилы и большой роли не играл.

Преимущественно экономические цели преследовал ливийский лидер Муамар Каддафи. С одной стороны, Ливия продавала оружие ДОК — организации, сотрудничавшей с Угандой, давним внешнеполитическим партнёром Триполи. С другой стороны, ливийская авиация оказывала транспортные и логистические услуги контингенту из Чада, который пытался противостоять ДОК на полях сражений, но одновременно участвовал и в охране ливийских коммерческих интересов в ДРК, о чем заявлялось и официально. Таким образом, Ливия взаимодействовала сразу с двумя странами, представлявшими для неё давний стратегический интерес. Она также выступала в качестве посредника между властями Уганды и ДРК, но практически безуспешно.

Кроме того, поскольку Франция предпочла решать стоявшие перед ней задачи в ДРК чужими руками, оказание опосредованных услуг западноевропейской стране (через помощь Чаду) позволяло Джамахирии сделать важный шаг на пути к преодолению остракизма (включая эмбарго на полеты ливийской авиации), которому она подверглась после теракта над Локерби в 1986 году. Участие в конголезских событиях дополнительно повышало значимость Ливии и в общеафриканской политике, что было важно для Каддафи, увлёкшегося идеей африканского единства и в дальнейшем сыгравшего важную роль в образовании Африканского союза — ещ одного неудачного воплощения давних мегаломанских планов ливийского лидера.

Власти Центрально-африканской Республики после первоначальных трений с правительством Кабилы заключили с ДРК соглашение об обороне, которое привело к появлению на севере страны центрально-африканского контингента. Он решал довольно ограниченные по масштабу задачи, связанные с беженцами из ЦАР, а также общим обеспечением безопасности южных границ республики.

Судан вступил в войну, чтобы сохранить ДРК в качестве плацдарма для угандийской оппозиции, которая своей боевой активностью позволяла компенсировать урон, причиняемый Судану сепаратистами на юге страны, получавшими поддержку от Уганды. Как следствие, Судан наносил опосредованный удар по союзнику своего давнего врага — США, использовавших Уганду и ещё ряд африканских стран с режимами-клиентами (такие, как Эфиопия и Эритрея) для сдерживания угрозы со стороны исламистских властей Хартума.

Вместе с тем направленных в страну ограниченных союзных контингентов явно не хватало для ведения войны на столь широком фронте, и Кабила был вынужден также обратиться за помощью к хуту. Его прежние враги обеспечили основу личного состава сил новой коалиции.

В развернувшемся конфликте, унёсшем, по оценкам, свыше 4 миллионов человеческих жизней, к которым примкнул 6-миллионный отряд беженцев и вынужденных переселенцев, правительству в Киншасе и его сторонникам удалось добиться сдерживания процесса и перейти к переговорному процессу. Сам Лоран Кабила не дожил до его финала, став жертвой покушения в 2001 году. В 2002 году в Претории (ЮАР) между враждующими сторонами было подписано Глобальное и Всеобъемлющее соглашение о структурах переходного периода, ставшее базовым юридическим документом в период подготовки к общенациональным выборам.

Бразды правления принял его сын Жозеф, при котором ДРК удалось в 2003 году на весьма выгодных условиях выйти из конфликта с Руандой и Угандой, а также временно прекратить кровопролития из-за иностранного присутствия на востоке страны. Представители вооружённой оппозиции Жан-Пьер Бемба (ДОК) и Азариас Руберва (Конголезское объединение за демократию — Гома) заняли два из четырёх вице-президентских постов, а рядовые бойцы военизированных группировок начали вливаться в состав Национальной армии через так называемые интегрированные бригады.

В 2005 году была принята новая конституция, заменившая конституцию переходного периода 2003 года, а в 2006 году проведены, по сути, первые в истории страны президентские и парламентские выборы, признанные демократическими. Во втором туре президентских выборов победил Жозеф Кабила, что вызвало весной 2007 года вооружённый конфликт с другим кандидатом — Бембой и его сторонниками. На парламентских выборах победили пропрезидентская Народная партия реконструкции и демократии и её сторонники.

Кабиле удалось успешно пройти серьёзную проверку на политическую устойчивость и не допустить перерастания начавшихся вооружённых столкновений в третью гражданскую войну, как предполагали эксперты. Бемба был вынужден скрываться в посольстве ЮАР, после чего в сопровождении миротворцев ООН выехал за рубеж. Летом 2008 года Бемба предстал перед Гаагским трибуналом по обвинению в преступлениях против человечества, предположительно совершенных им и его боевиками в период пребывания в ЦАР.


←   Назад  |   Вторая гражданская война в Конго и преодоление её последствий   |   Вперёд   →



 

Практикум по физической географии материков и океанов / Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических работ и организации самостоятельной работы студентов по физической географии материков и океанов. В пособие включены географическая номенклатура, списки специальных терминов и понятий, занимательные географические материалПрактикум по физической географии материков и океанов
Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических ...
Понтический ярус / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство «Петроград»).Понтический ярус
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года ...
Замерзание, размерзание и влажность почвы в зимний сезон в лесу и на полевых участках / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года (издательство «Москва»).Замерзание, размерзание и влажность почвы в зимний сезон в лесу и на полевых участках
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года ...