Алжир / Алжир под властью арабов

В VII веке Северная Африка была завоёвана арабами. Первый военный поход арабов в Северную Африку, начавшийся в 642 году, был скорее следствием инициативы арабских военачальников в Египте, чем осознанной политикой халифата. В это время основные силы арабов воевали на востоке с сасанидским Ираном. Однако с решением иранского вопроса на востоке и приходом к власти в халифате династии Омейядов (661 год) арабские войска начали наступление на запад. Омейяды осознали необходимость захвата североафриканских территорий для более эффективного контроля над Средиземным морем. В 670 году арабская армия основала город Аль-Караван, ставший базой арабских операций в регионе. К 711 года африканские владения Византии были полностью захвачены арабами и берберами. Эти земли получили арабское имя Магриб (арабское, «запад»). Начался процесс арабизации и исламизации территории.

Хотя кочевники-берберы были довольно быстро обращены в новую веру, до XII веке христианская и иудейская общины сохраняли значительное влияние на дела Алжира. Более того, переход берберов в ислам не привёл к гармоничному сосуществованию с новыми хозяевами Северной Африки. Берберы были обложены высокими налогами, их нередко обращали в рабство и относились как к мусульманам второго сорта. Поэтому ислам среди берберов Северной Африки распространялся в форме хариджизма. Берберов привлекало, прежде всего, эгалитаристское учение хариджитов, а также то, что это учение предполагало оппозицию к омейядским (дамаскским), а позже аббасидским (багдадским) халифам. Впрочем, доктринально хариджизм мало отличался от традиционного суннизма. Это позволило суннитским теологам основать в Аль-Караване ставшую знаменитой религиозную школу, способствовавшую распространению ислама на всем протяжении IX и X веках.

Вследствие недовольства политикой арабских завоевателей, а также ослабления халифата Омейядов в 739–740 годы в Северной Африке произошли открытые антиарабские выступления под хариджитскими знамёнами. За десятилетие с 740 по 750 годы арабы почти полностью потеряли контроль над североафриканскими провинциями. Они сумели удержать только отстроенные за годы пребывания в Северной Африке военные лагеря, окружённые со всех сторон враждебными племенами. Самым крупным из арабских военных центров оставался город Аль-Караван.

В результате восстания берберам-хариджитам удалось основать несколько теократических племенных королевств, но большинство из них просуществовало недолго. Приход к власти в 750 году новой династии Аббасидов привёл к временному восстановлению центральной власти в Арабском халифате. Однако раздача земель знати и повышение налогов привело к волне восстаний в разных частях халифата, что позволило эмирам (арабское, «наместник халифа») Кордовы (Испания), Марокко и Восточного Магриба (Алжир и Тунис) отделиться от халифата. В VIII–IX веках в Северной Африке образовалось три практически независимых от Багдада эмирата: идриситов (территория нынешнего Марокко), рустамидов (территория нынешнего Алжира) и аглабидов (территория нынешнего Туниса). Эмират рустамидов, занимавший значительную часть территории Алжира, был создан в 777 году.

Столицей эмирата стал город Тахарт, расположенный на пересечении транс сахарских караванных путей, что способствовало экономическому процветанию эмирата. Основателем эмирата был Абд ар-Рахман ибн Рустам (предположительно иранец по происхождению). В отличие от многих берберских племен Магриба алжирские хариджиты восприняли умеренный вариант хариджитского учения — ибадизм. В 777 году Рустам был признан имамом всех ибадитов. Город Тархат довольно быстро стал крупным экономическим и культурным центром. Сюда стекалось население многих африканских провинций, причём немалую роль стали играть христиане. Оказавшись в окружении шиитов-идрисидов на западе и суннитов-аглабидов на востоке, рустамиды опирались на помощь кордовских правителей и установили обширные экономические и культурные контакты с Андалузией. Умеренное религиозное учение и обширные торговые связи способствовали относительно бесконфликтному существованию эмирата вплоть до фатимидского завоевания в 909 году.

К концу IX века. пошатнулись позиции аглабидских и рустамидских властителей. Шиитско-исмаилистская проповедь пришедшего из Сирии фатимидского проповедника (даси) Абу Абдаллаха нашла поддержку у одного из наиболее крупных берберских племён — кетам. Под предводительством Абу Абдаллаха племя кетам в 909 году захватило Тахарт. Однако власть Фатимидов вызывала неприязнь как хариджитов, так и суннитов, поэтому в 941–947 годах Фатимидам с трудом удалось подавить мощное хариджитское восстание под предводительством Абу Язида. Большую роль в подавлении хариджитского восстания сыграли оседлые берберы Большой Кабилии — племя санхаджа. В 969 году Фатимиды захватили Египет и основали там новый город Аль-Кахир (Каир), ставший столицей их государства. В 970 году Фатимиды присоединили Сирию и Палестину, а несколько позже Западную Аравию с Меккой и Мединой. После переноса столицы фатимидского имамата в Каир в 972 году. Фатимиды передали власть в Алжире вождю берберов санхаджа Бологгину ибн Зири. Он стал основателем династии Зиридов — фатимидских наместников в Магрибе. В начале XI века фатимидские правители приняли титул халифов, причём их притязания были признаны во многих частях мусульманского мира.

Однако в XI веке могущество халифата Фатимидов ослабевает. В 1014 году произошёл раскол среди правящей верхушки сан-хаджей, приведший к разделу Магриба. Арабская Ифрикия (нынешний Тунис) осталась под управлением Зиридов, а Алжир перешел под власть боковой ветви Зиридов — Хаммадидов. Борясь с Зиридами, Хаммадиды порвали с фатимидским государством и признали верховную власть халифата Аббасидов. В течение всего правления Хаммадидам пришлось вести упорную борьбу с нашествиями берберов-кочевников из Сахары. В XI веке в Северной Африке зародилось движение альморавидов — суннитское движение за религиозное обновление. К середине XI века альморавиды захватили Марокко, в 1082 году вторглись в Алжир и захватили западную часть страны, включая Тлемсен. Приняв на службу кочевые арабские племена, Хаммадиды смогли отразить нашествие альморавидов и отбить Тлемсен в 1102 году. Однако упадок торговли и земледелия вследствие нашествия кочевников ослабил Хаммадидское государство.

В 1152 году власть Хаммадидов пала под ударами войск аль-мохадов, захвативших до этого Испанию и Марокко. В период правления альмохадов в Алжире сформировался ряд институтов: акт (пожалование земли за военную службу), государственный контроль над производством, привилегии племенам мазхен. Однако продолжавшийся упадок торговли и земледелия, а также начавшаяся в Испании Реконкиста привели к распаду Альмохадской державы.

В 1235 году в Алжире сформировалось племенное государство абдальвадидов. Его основателем стал вождь зенатского племени Бану Абд аль-Вад Ягморасан ибн Зайян. В условиях продолжающегося ослабления Центрального Магриба государство абдальвадидов постоянно подвергалось нападениям более могущественных тунисских и марокканских соседей. Фактически под их ударами страна распалась на отдельные эмираты, независимые города и территории бедуинских племён, слабо связанные между собой.


←   Назад  |   Алжир под властью арабов   |   Вперёд   →



 

О географических сведениях в древней России / Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1852 год. Издание Русского Географического Общества. Владельческий переплёт. Кожаный корешок с золотым тиснением. Трёхсторонний узорный обрез. Сохранность хорошая. Владельческие пометы карандашом. Вниманию читателей предлагается книга известного русского историО географических сведениях в древней России
Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1852 год. Издание Русского Географического ...
На краю земли / В книге даётся описание природы, городов и посёлков Огненной Земли и Патагонии, жизни овцеводов, лесорубов, рыбаков и моряков, рассказывается об истории индейских племён, приводятся различные гипотезы и теории их происхождения, говорится о сырьевых богатствах этой далёкой территории и о их использовНа краю земли
В книге даётся описание природы, городов и посёлков Огненной Земли и Патагонии, ...
В поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века / Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия Марко Поло. Великие морские походы Колумба и его последователей в поисках Индии — Алонсо де Охеда, Хуана де ла Коса, Висенте Пинсона, Педро Альвареса Кабраля, Белеса де Мендосы, Хуана Бермудеса, Диего Веласкеса, Васко де БалВ поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века
Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия ...