Панама / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

Структура экономики Панамы существенно отличается от других экономик стран Центральной Америки (и Латинской Америки в целом). Особое географическое положение государства, на территории которого с XVI века располагался транспортный коридор, связывающий Тихий и Атлантический океаны, привело к тому, что процессы в мировой торговле стали оказывать существенное влияние на развитие экономики государства очень рано. В Панаме никогда не было ориентированного на экспорт сельскохозяйственного производства (как и латифундий), характерного почти для всех остальных государств Центральной Америки.

Одновременно в стране существует высокоразвитая сфера услуг, на которую приходится более 80 % ВВП (при 7 % — на сельское хозяйство и 12 % — на промышленность), подобные показатели характерны для таких государств и административных единиц, как Сингапур и Гонконг. Основой экономики страны является Панамский канал и отрасли, его обслуживающие. В городе Колоне (порт на Атлантическом окончании Панамского канала) действует крупнейшая в Западном полушарии Свободная экономическая зона (торговый оборот — около 10 миллиардов долларов США ежегодно), являющаяся также ведущим банковским центром региона (81 банк с активами, превышающими 38 миллиардов долларов США). С 1994 года благодаря политике «удобного флага» Панама стала крупнейшей морской державой мира (зарегистрировано более 11 000 судов). Также активно развивается туризм.

Тем не менее подобное положение в мировой и региональной экономике делает страну крайне уязвимой для негативного воздействия международной конъюнктуры. Большой ущерб экономике Панамы принесли оба нефтяных кризиса (1974 и 1979 годы). В 1980-х годах США ввели эмбарго на торговлю с Панамой, снятое только после установления в стране демократического режима. Проблемы, порождённые международной изоляцией Панамы в 1980-х годах (прежде всего безработица — 15 % трудоспособного населения и 29 % трудоспособного населения моложе 25 лет не имели работы, а также бедность — за чертой бедности проживало более 73населения страны), не решены до сих пор, хотя с 1990 года ни разу не было зафиксировано падения объёма ВВП ввиду глобального финансового кризиса 1997–1998 годы ВВП на душу населения во время кризиса оставался неизменным, а затем стал падать на 1,5 % в год. Экономическая ситуация стабилизировалась только в 2003 году.

Ещё одной особенностью экономики страны является отсутствие у Панамы центрального эмиссионного банка. Национальная валюта — бальбоа — существует только в виде монет, которые чеканятся в ограниченных количествах. Объём денежной массы на территории страны, таким образом, определяется притоком иностранной валюты.

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2010 года, Панама названа страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Панама определена как страна — заёмщик МБРР, что позволяет ей получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.

В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Панама в 2009–2010 годах занимала 59-е место (из 133) с показателем 4,21 балла.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): рыба и морепродукты (36,69 %); фрукты, орехи и др. (30,71 %); овощи и корнеплоды (3,71 %); чугун и сталь (3,10 %); бумага, картон, изделия из целлюлозы, бумаги и картона (2,56 %); мясо и субпродукты (2,05 %); жемчуг, драгоценные камни, металлы, монеты (1,95 %); алюминий и изделия из него (1,90 %); кофе, чай, мате и специи (1,51 %) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (21,08 %); энергосиловое оборудование (11,10 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (9,97 %); электрическое и электронное оборудование (8,49 %); чугун и сталь (4,71 %); фармацевтическая продукция (2,98 %); пластмассы и изделия из них (2,98 %); бумага, картон, изделия из целлюлозы, бумаги и картона (2,18 %); зерновые культуры (2,10 %); оптические, фотографические, технические, медицинские и др. приборы (1,24 %) и др.

Основные внешнеторговые партнёры — США, страны ЕС, Коста-Рика, Япония и др.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе / Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени незаурядный: выходец из старинного дворянского рода, писатель, полиглот, учёный-исследователь, библиофил, коллекционер, путешественник, государственный деятель. В 1812 году в Бородинском сражении потеряв ногу, он, тем не менПутешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе
Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени ...
Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов / Книга посвящена новой для географической науки научной области — гуманитарной географии. Изучаются процессы возникновения, развития и функционирования географических образов. Рассмотрены методологические основы формирования и развития гуманитарной географии, подробно изучены структуры представления Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов
Книга посвящена новой для географической науки научной области — гуманитарной ...
Русская Америка / Книга посвящена свершениям и судьбам землепроходцев и мореплавателей, участвовавших в открытии, исследовании и освоении Нового Света. Тема эта неисчерпаема, самые различные грани американской действительности несут отпечаток участия русских. Особое значение для «Русской Америки» имеет тот славный исРусская Америка
Книга посвящена свершениям и судьбам землепроходцев и мореплавателей, ...