Панама / Конституционные основы, характеристика формы правления

Согласно ст. 1 действующей конституции, Панама является суверенным, независимым, унитарным государством с республиканской формой правления, основанным на принципах представительной демократии. Высший суверенитет в государстве принадлежит народу (ст. 2). Действующая конституция Панамы была принята 11 октября 1972 года. В 1978 и 1983 годы в неё были внесены поправки, существенно реформирующие политическую систему Панамы, создавая основы демократических политических институтов (первые вводили выборы в парламент, а последние — прямые президентские выборы). В 1994 году была внесена поправка, вводившая конституционный запрет на формирование вооружённых сил. Последняя поправка к конституции была принята в 2004 году (эти поправки вводят сокращение числа вице-президентов с двух до одного). Действующая в настоящее время конституция — четвёртая по счету после обретения независимости от Колумбии в 1903 году. Несмотря на то что все конституции Панамы имели в целом весьма либеральный характер, их действие (или действие отдельных положений) часто приостанавливалось или открыто нарушалось.

Конституция Панамы гарантирует весьма широкие права и свободы человека и гражданина (гл. 2). Гарантируются свобода и равенство всех людей перед законом «независимо от расы, цвета кожи, языка, пола, религии, политических и иных взглядов, национальной, этнической и социальной принадлежности, происхождения, имущественного и сословного положения, места жительства».

Полномочиями предлагать поправки к конституции обладают депутаты Национальной ассамблеи, Кабинет министров и Верховный суд (ст. 308). В данной статье описаны три альтернативных механизма принятия поправок к конституции, в том числе введённый в 2004 году порядок пересмотра конституции специально созываемой Конституционной ассамблеей. Конституционные поправки принимаются Национальной ассамблеей в трёх чтениях простым большинством голосов дважды: или ассамблеями двух последующих созывов, в таком случае при повторном рассмотрении в проект нельзя вносить поправки; или на двух последующих сессиях ассамблеи одного и того же созыва, в таком случае при повторном рассмотрении допускается пересмотр отдельных положений проекта, но поправки должны быть дополнительно одобрены на референдуме. Исполнительная власть не может блокировать принятие поправок.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Введение в изучение геологии Европейской России. Часть 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Госиздат»).Введение в изучение геологии Европейской России. Часть 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
В погоне за Мексикой / Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.В погоне за Мексикой
Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.
Северная экспедиция / Записки гидрографического департамента. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1851 года (издательство «Санкт-Петербург»).Северная экспедиция
Записки гидрографического департамента. Воспроизведено в оригинальной ...