Панама / Конституционные основы, характеристика формы правления

Согласно ст. 1 действующей конституции, Панама является суверенным, независимым, унитарным государством с республиканской формой правления, основанным на принципах представительной демократии. Высший суверенитет в государстве принадлежит народу (ст. 2). Действующая конституция Панамы была принята 11 октября 1972 года. В 1978 и 1983 годы в неё были внесены поправки, существенно реформирующие политическую систему Панамы, создавая основы демократических политических институтов (первые вводили выборы в парламент, а последние — прямые президентские выборы). В 1994 году была внесена поправка, вводившая конституционный запрет на формирование вооружённых сил. Последняя поправка к конституции была принята в 2004 году (эти поправки вводят сокращение числа вице-президентов с двух до одного). Действующая в настоящее время конституция — четвёртая по счету после обретения независимости от Колумбии в 1903 году. Несмотря на то что все конституции Панамы имели в целом весьма либеральный характер, их действие (или действие отдельных положений) часто приостанавливалось или открыто нарушалось.

Конституция Панамы гарантирует весьма широкие права и свободы человека и гражданина (гл. 2). Гарантируются свобода и равенство всех людей перед законом «независимо от расы, цвета кожи, языка, пола, религии, политических и иных взглядов, национальной, этнической и социальной принадлежности, происхождения, имущественного и сословного положения, места жительства».

Полномочиями предлагать поправки к конституции обладают депутаты Национальной ассамблеи, Кабинет министров и Верховный суд (ст. 308). В данной статье описаны три альтернативных механизма принятия поправок к конституции, в том числе введённый в 2004 году порядок пересмотра конституции специально созываемой Конституционной ассамблеей. Конституционные поправки принимаются Национальной ассамблеей в трёх чтениях простым большинством голосов дважды: или ассамблеями двух последующих созывов, в таком случае при повторном рассмотрении в проект нельзя вносить поправки; или на двух последующих сессиях ассамблеи одного и того же созыва, в таком случае при повторном рассмотрении допускается пересмотр отдельных положений проекта, но поправки должны быть дополнительно одобрены на референдуме. Исполнительная власть не может блокировать принятие поправок.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Географический атлас России / Атлас России — справочное картографическое издание, предназначенное для широкого круга читателей. Атлас даёт информацию как о России в целом, так и о её физико-географических регионах. В структуру Атласа входят следующие разделы: «Федеративное устройство России», «Географические регионы России», «ГоГеографический атлас России
Атлас России — справочное картографическое издание, предназначенное для ...
Топографическое черчение / Содержит общие сведения об инструментах и приёмах черчения. Рассмотрены особенности вычерчивания условных знаков. Описан метод создания оригиналов карт гравированием. Освещены вопросы цветоведения, фонового и штрихового оформления, цветового и светотеневого оформления рельефа, подготовки к изданию оТопографическое черчение
Содержит общие сведения об инструментах и приёмах черчения. Рассмотрены ...
Полезные ископаемые Сибири / Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных месторождений. В 2-х частях, со 108-ю чертежами и 9-ю рисунками в тексте. Часть 1. Автор — горный инженер В.С. Реутовский. Санкт-Петербург, издание Горного Департамента, типография Розена, 1905 года. Воспроизведено в оригинальной авПолезные ископаемые Сибири
Полезные ископаемые Сибири: основания для поисков и разведок рудных ...