Аргентина / Особенности законодательной власти

Согласно ст. 44 конституции, законодательная власть в Аргентине принадлежит Национальному конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты депутатов и Сената.

Палата депутатов формируется на основе прямого голосования граждан Аргентины — жителей провинций, города Буэнос-Айреса и города, исполняющего функции столицы в случае её переноса, которые считаются одним избирательным округом (для избрания кандидату требуется набрать простое большинство). Согласно ст. 45, на каждые 33 тыс. граждан приходится по одному депутату, в отдельных случаях это соотношение может составлять один депутат на 16,5 тысяч человек. Национальный конгресс уполномочен увеличить депутатский корпус при условии роста численности населения (общий размер депутатского корпуса установлен на уровне 257 человек). Голосование осуществляется по партийным спискам (пропорциональная система д’Хонта). Для получения мест в палате партия должна набрать не менее 3 % голосов. Участие в голосовании является обязательным (санкции предусматривают не только штрафы, но и запрет на занятие государственных постов на срок до трёх лет).

Ст. 50 конституции определяет срок полномочий депутата четырьмя годами, но даёт возможность переизбираться (вводится требование об обновлении половины депутатов палаты каждые два года). Согласно ст. 51, в случае наличия вакансии правительство провинции или столицы должно устроить выборы нового члена палаты.

Законы об увеличении жалованья и наборе солдат являются исключительной прерогативой Палаты депутатов (ст. 52). Только Палата депутатов уполномочена объявлять импичмент президенту, вице-президенту, главе кабинета министров, министрам, судьям Верховного суда. Это может происходить в случаях: должностных преступлений, преступлений, совершенных с использованием служебных полномочий; обычных преступлений, после того как о них становится известно (решение о применении импичмента принимается 2/3 голосов).

Структуру, состав и полномочия Сената определяют ст. 54–62 конституции. Каждая провинция (как и город Буэнос-Айрес) имеет в Сенате по три представителя, избираемых по партийным спискам (до 2001 года действовал переходный период, установленный конституцией 1994 года, предусматривавший избрание сенаторов провинциальными легислатурами). Срок полномочий сенаторов — шесть лет с правом переизбрания неограниченное число раз. Сенат должен обновляться на 1/3 каждые два года.

Вице-президент страны председательствует в Сенате, но он не имеет права голоса, кроме тех случаев, когда достигнуто равенство голосов за альтернативу. Сенат может временно назначить председателя в случае отсутствия вице-президента или исполнения им обязанностей президента страны.

Сенат на открытом заседании рассматривает решения об импичменте должностных лиц, вынесенные Палатой депутатов. В случае войны Сенат имеет полномочия подтверждать решения президента о введении чрезвычайного положения в провинциях страны.

Положения, относящиеся к обеим палатам Национального конгресса, зафиксированы в ст. 63–74 конституции Аргентины. Обе палаты должны независимо собираться на законодательную сессию с 1 марта по 30 ноября. Президент страны имеет право созвать экстренную сессию или же продлить плановую. Ни одна из палат не должна собираться в отсутствие абсолютного большинства своих членов. Обе палаты должны начинать свои заседания одновременно, ни одна из палат не имеет право откладывать свои заседания более чем на три дня без согласия другой.

Каждая из палат определяет собственные процедуры. При согласии 2/3 состава каждая палата может наказать одного из своих членов за неправильное поведение во время исполнения своих обязанностей, может снять его с поста на основе физической или моральной недееспособности после того, как она будет подтверждена.

Ни один член Национального конгресса не может быть обвинён и подвергаться преследованиям в судебном порядке за мнения или идеи, которые он представляет, во время исполнения им своих обязанностей. Ни один сенатор или депутат не может быть арестован с момента своего вступления в должность и до момента завершения срока полномочий. Исключением являются случаи совершения преступления, предусматривающего строгую или высшую меру наказания.

Каждая из палат может вызывать министров для отчёта или объяснений по какому-либо вопросу, если это будет признано необходимым.

Никто из членов Национального конгресса не может занимать должность в исполнительной власти или быть назначенным на государственную службу без предварительного согласия соответствующей палаты или в случае занятия новой должности в связи с повышением. Членами Национального конгресса не могут быть представители церкви или губернаторы провинций.

Полномочия Национального конгресса Аргентины определяются ст. 75, а также ст. 76, где указаны две поправки, относящиеся к данным вопросам.

Согласно ст. 75, Национальный конгресс имеет следующие права и полномочия: издавать законы о таможне, накладывать импортные или экспортные пошлины, которые являются единообразными для всей страны и имеют одинаковые ставки, взимать непрямые налоги (аналогичным правом распоряжаются провинции), взимать прямые налоги, равные и пропорциональные, в течение определённого срока со всей территории страны, если этого требуют нужды обороны, общественной безопасности и общего благосостояния страны. Налоги этого типа являются общими для всех провинций (предусматривается исключение из правил). Закон-соглашение, основанный на понимании между федеральной властью и провинциями, должен устанавливать систему совместного (без исключений) участия в выплате этих налогов, гарантируя автоматический перевод средств провинциями в федеральный бюджет.

Закон-соглашение должен быть разработан и принят Сенатом и поддержан абсолютным большинством членов каждой из палат, а также провинциями. Национальный конгресс вправе устанавливать и регулировать специальное обеспечение ресурсами для всеобщего пользования на определённый период с помощью закона, принятого абсолютным большинством голосов членов каждой из палат, брать денежные средства в долг для нужд государства, принимать решения об использовании и продаже национальных земельных ресурсов, создавать и управлять Федеральным банком с правом денежной эмиссии, устанавливать размеры выплат по внутреннему и внешнему долгу государства, выдавать субсидии из государственного бюджета тем провинциям, доходы которых, согласно бюджетным подсчётам, не перекрывают их основные расходы, регулировать свободную навигацию по внутренним водам, разрешать деятельность портов, если это необходимо, устанавливать или ликвидировать таможню, чеканить монету, устанавливать курсы валют, принимать гражданский, коммерческий, уголовный, добывающий, трудовой и социального страхования кодексы. Данные полномочия также распространяются на принятие общих законов о натурализации и гражданстве для всей страны, основанных на принципах права на гражданство по рождению или за особые заслуги перед государством. Также Национальный конгресс имеет право регулировать внешнеторговую деятельность, торговлю между провинциями, создавать почтовую службу страны, точно устанавливать границы национальной территории, фиксировать границы провинций, устанавливать новые и определять специальным законом организацию и управление национальными территориями за пределами провинций, обеспечивать безопасность границ, признавать этническое и культурное своеобразие индейцев Аргентины.

Ст. 76, состоящая из двух поправок, регламентирует передачу законодательной власти исключительно в случаях, касающихся экстренных ситуаций, и на определённый срок для их осуществления только в соответствии с условиями, одобренными Национальным конгрессом. Данная мера не предусматривает ревизии принципов взаимоотношения ветвей власти и полномочий Национального конгресса.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Пакистан. Географический очерк / Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом доминионе — Пакистане. В ней даётся описание природных условий страны, её физико-географических особен­ностей и других элементов окружающей среды, а также гово­рится о ресурсах и потенциальных возможностях Пакистана и о трудностяПакистан. Географический очерк
Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом ...
Жизнь и история земли / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года (издательство «ГИЭ»).Жизнь и история земли
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года ...
Материалы для историко-географического словаря России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1865 года (издательство «Типография А. Сыркина»).Материалы для историко-географического словаря России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1865 года ...