Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Афганистан / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Афганистан участвует во многих международных организациях, среди которых — ООН, ЮНЕСКО (и др. организации и программы ООН), ВБ, МВФ, а также множество др. международных, региональных и экономических организаций.

Общий размер взносов Афганистана в регулярный бюджет ООН в 2010 году определён в размере 94 024 долларов США, или 0,004 % взносов всех стран-участниц (у США — 22 %).

Квота Афганистана в МВФ в 2010 году составила 0,07 % от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,08 % от общего числа голосов (у США эти показатели составили, соответственно, 17,09 и 16,74 %).

Афганистан в нынешнем состоянии полностью зависит от международной помощи (не только экономической). Поэтому в политическом процессе в Афганистане участвует множество стран. В области экономики среди основных внешнеторговых партнёров страны — Пакистан, Япония, ОАЭ, Иран, Бельгия и Южная Корея и Саудовская Аравия.

На данном этапе развития Афганистана многие страны оказывают этой республике разнообразную помощь. Важнейшую роль в Афганистане играют США, Франция, Германия и Нидерланды, которые оказывают значительное содействие в формировании афганской профессиональной армии. ЕС оказывает большую помощь в подготовке полицейских Афганистана. РФ осуществляет безвозмездные поставки оружия.

Однако особую роль играют отношения Афганистана с соседними странами. Отношения с Пакистаном исторически развивались крайне напряжённо, во многом из-за «пуштунского вопроса», до сих пор являющегося актуальной проблемой для Афганистана, заинтересованного в присоединении пуштунских племён. Граница с Пакистаном остаётся проблемной зоной из-за её проницаемости; ключ к разрешению проблемы миграции пуштунских племён всё ещё не найден, что, в свою очередь, облегчает пересечение границы террористами. Таким образом, «пуштунский вопрос» постоянно приводит к возникновению новых территориальных конфликтов между двумя странами, а проницаемость границ — к ухудшению отношений.

Отношения с Саудовской Аравией складывались значительно более мирно. Во время советской интервенции движение моджахедов находилось в значительной финансовой зависимости от Саудовской Аравии. Кроме того, фанатично настроенные жители этой страны всегда стремились поучаствовать в афганских конфликтах, чтобы проявить себя в джихаде — священной исламской войне. Идеологические лидеры Саудовской Аравии продолжают действия по распространению влияния секты «ваххабитов» в Афганистане (одного из наиболее распространённых движений в Саудовской Аравии), что в определённой степени способствует нестабильности и существованию радикальных движений талибов и моджахедов.

Отношения Афганистана с Ираном остаются достаточно прочными благодаря общности языка, культуры и сходства географического положения. Наиболее тесные контакты иранцы поддерживают главным образом с хазарейцами Афганистана, исповедующими, как и иранцы, шиитский ислам и использующими язык дари. Иран финансировал партии моджахедов-шиитов, нашедших приют на его территории. Одной из целей Ирана в отношениях с Афганистаном была и остаётся помощь в улучшении существования афганских шиитов-хазарейцев и обеспечение их равноправия с представителями других народов, Россия была первым государством, признавшим независимость Афганистана и установившим с ним дипломатические отношения. 28 февраля 1921 года в Кабуле был подписан Договор о дружбе между Россией и Афганистаном, заложивший основы добрососедства между двумя странами.

В апреле 1992 года Россия признала Исламское Государство Афганистан. Отношения между странами получили дальнейшее развитие после крушения режима талибов и формирования нового правительства в Афганистане.

Важное значение для развития отношений между двумя странами имеют встречи на высшем уровне. 22 октября 2001 года в Душанбе состоялась встреча В. В. Путина с Б. Раббани. В. В. Путин провёл ряд встреч с президентом Афганистана X. Карзаем в 2002–2007 годах.

В 2002–2004 годах. Москву посещал министр иностранных дел Афганистана А. Абдулла, в 2006–2008 годах — министр иностранных дел Афганистана Р. Д. Спанта. В 2002–2003 годах Кабул посещал министр иностранных дел России И. С. Иванов.

В 2002 году было подписан ряд протоколов и меморандумов о российско-афганском сотрудничестве в области добычи нефти и газа, промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, телекоммуникаций. Россия оказывает гуманитарную помощь Афганистану. В целом на решение этих задач с ноября по декабрь 2002 года было затрачено свыше 30 миллионов долларов США. В январе 2008 года Россия в счёт добровольного взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН оказала Афганистану гуманитарную помощь, поставив 3 134 тонн пшеничной муки. В ходе визита министра иностранных дел Афганистана Р. Д. Спанты в Москву в мае того же года была достигнута договорённость о поставках Афганистану 15 тысяч тонн зерна в качестве гуманитарной помощи. Ежегодно афганским абитуриентам предоставляется 75 квот для обучения в вузах Российской Федерации.

В 2002–2005 годах по линии Министерства обороны российская сторона передала Афганистану на безвозмездной основе транспортной техники и другого военного имущества на сумму более 200 миллионов долларов США. В ходе визита Спанты была достигнута договорённость о возобновлении сотрудничества в военно-технической сфере. Российскими специалистами осуществляется ремонт самолётов и вертолётов ВВС Афганистана. Через российские курсы уже прошли подготовку порядка 162 афганских офицеров.

Значительной проблемой двусторонних отношений Афганистана и России являлся афганский долг, который достался России как преемнице Советского Союза. Общая сумма долга составляет 10,66 миллиарда долларов, большая часть которых — военные кредиты. Но уже в январе 2006 года РФ приняла принципиальное решение о списании афганского долга бывшему СССР. В ходе Лондонской международной конференции по Афганистану, состоявшейся 31 января — 1 февраля 2006 года, Афганистан согласился рассматривать проблему своей задолженности России в рамках Парижского клуба. 6 августа 2007 года в Москве министрами финансов обеих стран подписано соглашение по урегулированию афганского долга перед бывшим СССР в соответствии с многосторонним соглашением о списании долга Афганистана в рамках Парижского клуба. Соглашение предполагает списание 93 % долга, что составляет 10,4 миллиарда долларов. Была достигнута также договорённость о том, что оставшуюся часть долга в 730 миллионов долларов. Россия готова списать в последующий период.

Урегулирование проблемы долга Афганистана СССР открывает перед Россией возможности участвовать в восстановлении этой страны.

В апреле 2006 года ВО «Технопромэкспорт» выиграло соответствующий международный тендер на восстановление ГЭС «Наглу» (построенной в начале 1970-х годов при советском содействии) с увеличением мощности её четырёх энергоблоков на 5 % до 105 МВт. Финансирование в размере 32,5 миллионов долларов США предоставляет Всемирный банк.

Афганистан рассматривается российскими энергетическими компаниями в качестве как крупного потенциального покупателя электроэнергии, так и транзитного коридора для передачи электроэнергии в Пакистан. Для покрытия имеющегося и прогнозируемого дефицита электроэнергии афганцы высказали заинтересованность в приобретении по 1500–2000 МВт ежегодно. Наряду с этим была достигнута договорённость о проведении консультаций по разработке проекта прокладки двух транзитных ЛЭП по 500 КВт через территорию ИРА на Пакистан, а также по сооружению местных афганских магистральных ЛЭП, развитию распределительных электросетей и строительству трансформаторных подстанций.

Перспективы инвестиционного сотрудничества России с Афганистаном главным образом связаны с восстановлением и модернизацией возведённых при техническом содействии СССР объектов, которые составляют значительную часть промышленно-экономической базы страны. При сотрудничестве с СССР в Афганистане было построено 142 объекта в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, включая ирригацию, транспорте, связи, энергетике, лёгкой и пищевой промышленности и жилищном строительстве.

Хороший потенциал для развития сотрудничества между Россией и Афганистаном имеется в области реконструкции и строительства автомобильных дорог, являющихся практически единственным каналом грузо-пассажирских перевозок как между провинциями, так и в соседние страны. Богатый опыт работы и наличие у российских компаний геолого-разведочной и технической документации являются благоприятными факторами для развития сотрудничества в горнодобывающем секторе экономики Афганистана.

Торгово-промышленными палатами России и Афганистана создан двусторонний Деловой совет, в который вошли представители делового бизнеса обоих государств.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Сибирь в Екатерининской коммиссии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.Сибирь в Екатерининской коммиссии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.
Путевые воспоминания о Крыме / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.Путевые воспоминания о Крыме
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.
Физическая геология. Том 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «ОНТИ НКТП»).Физическая геология. Том 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...