Япония / Положение и роль СМИ

В Японии насчитывается около 1 500 газет и периодических изданий, в том числе 400 ежедневных и 20 выходящих в Токио. Имеется 200 газет национального уровня, самыми известными из них являются: Ёмиури симбун, Майнити симбун, Асахи симбун, Санкэй симбун, Нихон Кэйдзай симбун.

Современная японская газетная индустрия отражает характер японского бизнеса в целом: колоссальные общенациональные газетные организации являются медиакорпорациями. В дополнение к продукции ведущих медиакорпораций, ориентированных на ознакомление публики с новостями так называемого «общего интереса», в стране имеется множество локальных и специализированных газет и журналов. По характеру читательской аудитории японские ежемесячные журналы, суммарный тираж которых превышает 2 миллиарда экз., подразделяются на: детские (27 %), популярные (17 %), для семьи (9,1 %), женские журналы общего назначения (7,2 %) и так далее, а еженедельники с суммарным тиражом почти 2 миллиарда экз. на: журналы общего назначения (31 %), популярные (28 %), детские (25 %), женские (15 %). По данным на 2000 год, в Японии тираж ежедневных газет на 1 000 человек населения составляет 569,69 газеты (наиболее высокий показатель в мире).

В стране существует развитая сеть государственных радиостанций, слушателями которой является большинство населения страны.

Система японского телерадиовещания состоит из корпорации NHK («Ниппон хосо кёкай») и коммерческих компаний. NHK принадлежат 2 телевизионных канала (один из них образовательный), 2 канала спутниковой связи, 2 средневолновых радиоканала (один из них также образовательный), один УКВ (FM) канал. Кроме того, NHK обслуживает разветвлённую сеть зарубежного телерадиовещания.

По данным за 2000 год, в Японии насчитывалось 132 коммерческие телекомпании. В пятёрку ведущих коммерческих каналов входят: NTV (первая коммерческая студия, основной владелец акций — концерн «Ёмиури»); TBS (в её сеть входят 28 телевещательных компаний); TV Tokyo (объединяет 5 телестанций); FT (является крупнейшей коммерческой телерадиовещательной компанией Японии; в системе её вещания — 37 радиостанций с ежедневной аудиторией, превышающей 96 миллионов человек, 27 телевизионных каналов в Японии и 20 за границей); TVAsahi (в её сеть входят 22 телестанции местного и 20 станций зарубежного вещания).

Во Всемирном рейтинге свободы прессы — 2004 Япония занимает 42-е место (10,0 баллов). Для сравнения: в 2003 году Япония находилась в рейтинге на 45-м месте (8,0 баллов), в 2002 — на 28-м месте (7,50 балла).

В рейтинге «Свобода прессы 2005», подготовленном Freedom House, Япония занимает 40-е место (свободные СМИ).

Таким образом, средства массовой информации в Японии представлены довольно широким спектром печатных изданий, радиостанций и телевизионных каналов, которые имеют значительное политическое влияние. Особо отмечается, что доступ на информационное пространство Японии затруднён для иностранцев (как журналистов, так и телерадиовещательных корпораций) и для небольших японских СМИ, не участвующих в деятельности пресс-клубов (кися курабу), а само это пространство довольно монополизированное.


←   Назад  |   Положение и роль СМИ   |   Вперёд   →



 

Краткая история планеты Земля. Горы, животные, огонь и лёд / Предлагаемая вниманию читателей книга — своего рода летопись геологических процессов, идущих уже миллионы, если не миллиарды лет. Благодаря ей можно предвидеть, что ожидает человечество, какова судьба планеты, а значит, и нас, людей, её населяющих.Краткая история планеты Земля. Горы, животные, огонь и лёд
Предлагаемая вниманию читателей книга — своего рода летопись геологических ...
Наши степи прежде и теперь / Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева явился ответом учёного на засуху и неурожай 1891 года и последовавший за ними голод, который охватил практически все степные и лесостепные районы России. Располагая обширнейшими данными о естественно-исторических условиях чНаши степи прежде и теперь
Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева ...
География мирового процесса урбанизации / В пособии ярко и убедительно рассказано об урбанизации — географически пёстром процессе редкого повышения роли городов во всех странах мира. Авторы книги анализируют общие географические закономерности урбанизации, на интересных примерах и фактах раскрывают её сущность, показывают её различия в завиГеография мирового процесса урбанизации
В пособии ярко и убедительно рассказано об урбанизации — географически пёстром ...