Турция / Конституционные основы, характеристика формы правления

Первая конституция была принята в Турции в 1876 году. В 1920 году принимается промежуточная, вторая конституция, иначе именуемая «Национальным пактом». В январе 1921 года был принят дополнительный закон об основах организации, в котором была провозглашена республика, а Мустафа Кемаль (Ататюрк) был объявлен президентом.

В 1924 году, после завершения революции 1920–1923 годов, принимается третья конституция. Согласно ей, главным органом Республики становилось Великое национальное собрание, избираемое сроком на 4 года путём всеобщего голосования.

В 1961 году временное офицерское правительство приняло новую конституцию, в соответствии с которой был учреждён Сенат (Верхняя палата ВНСТ).

В 1980 году представители вооружённых сил республики предложили новую конституцию, вновь создававшую однопалатный парламент и ещё больше усиливавшую власть президента. В 1982 году была принята конституция Турецкой Республики, действующая и по сей день.

В 1995 году Великое национальное собрание Турции приняло значительное число поправок в конституцию, в частности, убрав из неё положение о том, что «народ согласен принять правление армии». В 1997 году Совет Национальной Безопасности предложил правительству пакет предложений по сохранению секулярного характера Турецкой Республики. Часть предложений была принята в виде законов и постановлений, имеющих силу закона.

В марте 2004 года президент Турции объявил о скорейших конституционных реформах, направленных на подготовку законодательства к вступлению в Евросоюз.

В 2007 году в результате политического кризиса, который был вызван желанием правящей партии избрать на пост главы государства своего представителя и невозможностью это осуществить вследствие процедурных казусов, был проведён референдум по вопросу о процедуре избрания президента всеобщим голосованием.

Механизм внесения поправок в конституцию сложен. Согласно ст. 175, не менее У3 членов Великого национального собрания должны проголосовать за внесение соответствующей поправки на рассмотрение. Далее это предложение обсуждается дважды на пленарных заседаниях. При условии, что 3/5 членов Собрания проголосуют за принятие предложения о поправке, оно выносится на рассмотрение Президента. Президент имеет право либо наложить вето, либо отправить предложение на рассмотрение в Конституционный суд. В случае если Собрание 2/3 голосов примет проект закона, то Президент вправе вынести рассмотрение проекта на референдум. Поправка считается принятой, если на референдуме за неё проголосует простое большинство (50 % + 1) участвовавших граждан. Кроме того, ст. 4 конституции запрещает изменение положений конституции, касающихся республиканской формы правления (ст. 1) и характеристик республики (ст. 2 и 3).

В конституции закреплены все основные права, указанные во Всеобщей декларации прав человека. Неприкосновенность личности (ст. 17), личная свобода и безопасность (ст. 19) гарантируются каждому гражданину, независимо от пола, расы и вероисповедания. Разделы 4–9 (ст. 20–27) конституции обеспечивают различные гражданские свободы — общения, выбора места жительства, религии, мысли и убеждений, а также науки и искусства. Свободы политических ассоциаций оговариваются в ст. 33. Ст. 35 закрепляет за гражданами Турецкой Республики права собственности и наследования. Разд. 10 конституции содержит статьи, призванные защитить свободы печати и средств массовой информации, за исключением тех случаев, когда им грозит арест по обвинению в совершении преступления, посягающего на территориальную и национальную целостность государства, основные принципы Республики или национальную безопасность (ст. 30).

Конституция гарантирует всем гражданам, достигшим 18 лет, равные гражданские и избирательные права, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, религиозных и политических убеждений. Право быть избранным в органы власти граждане обретают в 30 лет, право быть избранными на пост Президента — в 40 лет и при обязательном наличии высшего образования. Военнослужащие в званиях ниже офицерских, а также курсанты военных вузов и заключённые не имеют права принимать участие в выборах.

В Турции существует смешанная президентско-парламентская республика. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент — Великое национальное собрание Турции. Главой Турецкой Республики является Президент, избираемый прямым тайным голосованием на 5 лет (не более чем на два срока). Исполнительная власть в стране представлена Советом министров, формирующимся из членов Национального собрания по представлению премьер-министра, назначаемого Президентом. Высшую судебную власть осуществляют Высшие суды общей юрисдикции — Конституционный суд и Высший кассационный суд.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Борьба за моря / Автор в увлекательной и доступной форме рассказывает об эпохе великих географических открытий, которая связана главным образом с открытием Америки. Издание богато иллюстрировано.Борьба за моря
Автор в увлекательной и доступной форме рассказывает об эпохе великих ...
Путешествия к Лобнору и на Тибет / «В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так написал о Н. М. Пржевальском Э. М. Мурзаев выдающийся географ и исследователь Азии. Генерал-майор, действительный и почётный член большинства европейских академий, великий путешественник и исследователь, отважный человеПутешествия к Лобнору и на Тибет
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...
А дальше — шельф... / О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его природных богатств. Уже сегодня шельф в значительной степени удовлетворяет такие первейшие потребности человечества, как потребности в топливе, минеральном сырье и продуктах питания. Но именно здесь усилия разведчиков поА дальше — шельф...
О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его ...