Дания / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

В течение всего XX века попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов в Дании не было.

На собственно датскую территорию претензий со стороны иностранных государств не выдвигается.

Страна сталкивается с проблемой существования легальных сецессионистских движений в Гренландии и на Фарерских островах. Население Фарерских островов выражало намерение провозгласить независимость ещё во время Второй мировой войны, когда на архипелаге размещался британский контингент, однако Великобритания не стала вмешиваться во внутренние дела Дании и не поддержала данную инициативу. В 1946 году на островах был проведён референдум по вопросу о независимости, где победили её сторонники, однако их оппоненты перехватили инициативу на выборах в местный представительный орган, и в 1948 году вместо полной независимости острова получили только широкие полномочия в области самоуправления.

Фарерские острова отказались входить в состав ЕС, не соглашаясь с политикой интеграционного объединения в области рыболовного промысла. В 1984 году территория архипелага была в одностороннем порядке провозглашена безъядерной зоной. Фарерские острова претендуют на членство в Северном совете в качестве полноправного субъекта международного права, а не автономии в составе Дании.

Долгое время качество жизни на островах было крайне высоким даже по европейским стандартам и вызывало у местных политиков сецессионистские настроения, однако несбалансированная экономическая система в итоге дала о себе знать. Власти архипелага продолжали осуществлять значительные социальные расходы даже после резкого сокращения численности рыбы (главной статьи фарерского экспорта, которую нечем было компенсировать в случае кризиса) в начале 1990-х годов, что привело к значительному дефициту и необходимости получения дотаций от датского руководства, а также проведению оздоровительных мер в экономике.

В 1993–1998 годах отношения между Фарерскими островами и Данией были омрачены так называемым банковским скандалом, когда власти архипелага отказались признать в полном объёме убытки, списанные Банком Дании на Фарерские острова. В результате компромисса с датскими властями островам была предоставлена компенсация потерь и рассрочка выплат по долгу на льготных условиях. Кроме того, центральные власти Дании гарантировали полную самостоятельность Фарерских островов в области экономической политики.

В 2001 году сторонники независимости попробовали провести очередной референдум, однако датское руководство пообещало прекратить финансовую помощь в случае победы сецессионистов. Идея отделения от Дании продолжает оставаться весьма популярной, причём дополнительным аргументом в пользу сецессии в настоящее время являются запасы нефти, обнаруженные на морском шельфе вблизи островов. Вместе с тем в существующих обстоятельствах реализация данного сценария представляется маловероятной.

Вероятность предоставления независимого статуса Гренландии, где, как и на Фарерских островах, существуют политические организации с сецессионистскими устремлениями (например, партия «Инуитский союз»), невысока. Это обусловлено как зависимостью острова от датских субсидий (ежегодно датское правительство направляет Гренландии дотации в объёме примерно 2 800 миллионов датских крон (около 600 миллионов долларов США), что составляет примерно половину гренландского бюджета), так и преимуществами дальнейшего развития на основе самоуправления при сохранении формального суверенитета Дании.

Одним из факторов, исключающих в обозримой перспективе независимость Гренландии, является наличие на морском шельфе у берегов острова потенциальных запасов нефти. С учётом постепенного истощения запасов у берегов самого королевства не исключено, что Гренландии будет предоставлено право свободно продавать нефть, поскольку это позволит датской стороне сохранять важные резервы под своим, пусть даже номинальным, контролем. Помимо нефти, Гренландия располагает месторождениями угля, цинка, золота, серебра, свинца, алмазов, молибдена, урана, железа, также представляющими значительный интерес для бедной ресурсами Дании.

Союз немцев Северного Шлезвига и Шлезвигская партия, представляющие интересы немецкого меньшинства в Дании, сецессионистских намерений не имеют и действуют в интересах дальнейшего укрепления немецко-датского культурного диалога. Союз избирателей Южного Шлезвига, представляющий интересы датского и фризского меньшинств в ФРГ, не поднимает вопросы о сецессии и присоединении к Дании. Этот союз действует на территориях, утраченных Данией в 1864 году и не возвращённых по итогам референдума 1920 года, когда Дания вновь обрела северную часть Шлезвига. Попытка датского меньшинства в Южном Шлезвиге добиться возвращения в состав Дании после Второй мировой войны не получила одобрения населения. Попытки Партии датского народа реанимировать эту проблему в собственных политических интересах успеха не имели.

Территория Дании используется для вербовки агентов и боевиков, а также размещения подготовительных центров рядом мусульманских экстремистских структур, наиболее известной из которых может считаться движение «Хизб ут-Тахрир», превратившее мечеть в Копенгагене в один из своих крупнейших опорных пунктов в Европе.

В 1968–2008 годах в Дании произошло около 30 террористических актов. Объясняется такой высокий для «малой» страны показатель тем, что подавляющее большинство терактов было совершено недатчанами против недатчан на датской территории, что схоже с ситуацией в целом ряде государств сопоставимого уровня. Так, в разное время населённые пункты королевства (в первую очередь Копенгаген) становились местом террористической деятельности против турецких, югославских, израильских граждан, осуществлявшейся соответственно армянскими, курдскими, хорватскими и арабскими экстремистами.

В 2005–2007 годах на территории страны по обвинению в подготовке террористических атак был задержан ряд выходцев из мусульманских стран. В Дании действует Марокканская исламская боевая группа, выступающая за превращение Марокко в исламское государство и считающаяся одним из союзников «Аль-Каиды».

Согласно экспертным оценкам, уровень коррупции в Дании достаточно низкий.

Исследование «Глобальный барометр коррупции — 2007», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы общественной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. В случае Дании наиболее коррумпированными население считает религиозные организации (3,3 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности), частный бизнес (3,2), политические партии и средства массовой информации (по 3,1). Наименее коррумпированными граждане считают регистрирующие и лицензирующие органы (1,9) и представителей судебной власти (2,0).

Перед датским государством стоит проблема избыточной иммиграции, и правительство страны принимает меры по её снижению. Проводится политика интегрирования вновь прибывших мигрантов в датское общество.

Дания не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется положительный ежегодный прирост населения, который составит 0,2 %. Вместе с тем поддержание положительной демографической динамики будет происходить в основном за счёт семей иммигрантов, где традиционно рождается большое число детей.

Организованная преступность в Дании представляет собой комплексное явление. Так, после прекращения в 1997 году усилиями полиции войн байкерских группировок, создававших значительную угрозу общественному порядку и безопасности, эти объединения перешли от конфликтов внутри субкультуры исключительно к конфликту с государственными структурами, выступая в качестве торговцев оружием и распространителей наркотиков. Помимо этого противоправная активность байкеров проявляется в актах насилия (в том числе убийствах), грабежах, контрабанде товаров, облагаемых значительными налогами. Криминальные связи байкеров включают в себя и иностранные преступные синдикаты, среди которых ОПГ из США.

В последнее время Дания превратилась в транзитную страну на пути поставки наркотических веществ из Германии в Швецию и Норвегию. Наркотрафик охватывает провоз конопли, героина, кокаина и синтетических наркотиков. Ситуация с наркоманией в королевстве весьма серьёзна, поскольку страна лидирует в Европе по числу потребителей конопли (по некоторым оценкам, до 31 % населения) и делит вместе с Нидерландами первое место по числу зависимых от кокаина в возрасте от 15 до 34 лет.

Наряду с байкерами важным компонентом преступного мира являются этнические ОПГ. 1990-е годы ознаменовались целой серией гангстерских войн между иммигрантскими бандами.


←   Назад  |   Внешние и внутренние угрозы безопасности государства   |   Вперёд   →



 

Тайны третьей планеты / Что такое планета Земля — космическое тело, или гигантский саморегулирующийся организм? По каким неведомым законам сменяются на ней геологические эпохи, эры благоденствия и катастрофы? Что явилось причиной возникновения жизни на Земле? Вопросы, которые испокон веку волновали учёных и мыслителей... ОТайны третьей планеты
Что такое планета Земля — космическое тело, или гигантский саморегулирующийся ...
Следы на дне / В книге семь документальных очерков. Они посвящены необычайным приключениям и удивительным свершениям аквалангистов и водолазов, подводных археологов и океанографов, геологов, геофизиков и географов, чьи исследования в последние годы привели к ряду выдающихся историко-географических открытий.Следы на дне
В книге семь документальных очерков. Они посвящены необычайным приключениям и ...
В таёжных дебрях Подкаменной Тунгуски / Подкаменная Тунгуска является третьим по величине притоком Енисея после Ангары и Нижней Тунгуски, но совсем не третьей рекой по красоте, необычности и уникальности. Её длина составляет 1 700 километров. Протяжённость судоходной части реки по большой воде в течение примерно месяца после ледохода состВ таёжных дебрях Подкаменной Тунгуски
Подкаменная Тунгуска является третьим по величине притоком Енисея после Ангары и ...