Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Белоруссия / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Белоруссия (Белорусская ССР) в 1945 году вошла (наряду с СССР и Украинской ССР) в число членов-учредителей ООН. Белоруссия состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ), а также ОБСЕ (с 1992 года) и многих другие. международных организаций. Участвует в качестве наблюдателя в ВТО и ОЧЭС. Белоруссия является членом СНГ (с 1991 года), ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП.

В международном положении Белоруссии выделяются два основных фактора — жёсткая критика ЕС и США политики президента Лукашенко и стратегические отношения с Россией.

Дипломатические отношения между Белоруссией и США были установлены 28 декабря 1991 года. В первые годы существования дипломатических отношений были созданы основы сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. В январе 1994 года Белоруссию посетил с официальным визитом президент США Б. Клинтон. После избрания на пост президента А. Лукашенко в отношениях между США и Белоруссией имел место ряд инцидентов, которые привели к заметному охлаждению двусторонних связей (например, незаконная, по версии Государственного департамента США, конфискация резиденции посла США в 1996 году, что привело к его отзыву из Минска). Официальные представители США с 1997 года всё более критично оценивали ситуацию с обеспечением политических прав и свобод в Белоруссии и начали осуществлять политику «избирательного взаимодействия», которая привела к резкому снижению уровня международного сотрудничества. Однако одновременно США и ЕС расширили сотрудничество с белорусскими НПО, представляющими гражданское общество. В 2004 году Конгрессом США был принят «Акт о демократии в Белоруссии», согласно которому правительству США запрещено предоставлять Белоруссии какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие, за исключением помощи гуманитарного характера. Как заявил президент США Дж. Буш, «Акт о демократии в Белоруссии» имеет целью «содействие всем, кто стремится вернуть Белоруссию на её законное место в Евро-атлантическом сообществе демократий».

В 2005 году госсекретарь США К. Райс заявила, что «созданный Александром Лукашенко режим является последней диктатурой в Европе». В 2006–2007 годах был введён режим ограниченных санкций на финансовые операции с участием белорусских компаний, в том числе заморожены счета Белорусского государственного концерна по нефти и химии «Белнефтехим». В результате было значительно сокращено количество сотрудников американского посольства в Минске и белорусского в Вашингтоне, а также отозваны посол Белоруссии в США для консультаций в Минск и американский посол — в Вашингтон. Ответственность за существующий уровень двусторонних отношений белорусские власти возлагали исключительно на американскую сторону. 5 сентября 2008 года после освобождения в Белоруссии ряда лиц, считавшихся в США политическими заключёнными, были смягчены санкции в отношении двух предприятий «Белнефтехима» — «Лакокраски» и «Полоцк-Стекловолокно».

ЕС ставит перед собой ряд стратегических задач в области внешней политики, первоочередной среди которых является создание стабильной Европы. Как и США, ЕС озабочен соседством со страной, в которой существует авторитарный режим правления, и стремится влиять на изменение общественно-политической ситуации в Белоруссии, поддерживая развитие гражданского общества в стране и оппозиционные движения. В 2008 году после некоторого улучшения в области соблюдения свободы слова и ослабления давления на оппозицию ЕС исключил Лукашенко из списков лиц, не допускаемых к въезду в ЕС. В апреле 2009 года президент Лукашенко получил от ЕС приглашение участвовать в саммите ЕС в Праге, на котором была утверждена программа «Восточное партнёрство».

Для Белоруссии сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Экономически Белоруссия существенно зависит от России. Поставки российской электроэнергии составляют до 80 % от её потребления. Российские энергоносители обеспечивают потребности страны на 90 % по нефти и 100 % — по газу. Россия предоставляет Белоруссии рынок для сбыта не вполне конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Российские платежи за транзитные перевозки железнодорожным и трубопроводным транспортом обеспечивают значительную часть поступлений в белорусскую казну. За счёт льготных цен на газ (они остались льготными, несмотря на повышение в 2007 году) осуществляется косвенное субсидирование белорусского бюджета. Вместе с предоставляемыми стране кредитами и списанием старых долгов эти субсидии обеспечивают до 40 % государственного бюджета страны.

В серии договоров, подписанных с 1996 года, провозглашается курс на сближение двух государств, а в договоре от 8 декабря 1999 года — на формирование Союзного государства при условии сохранения суверенитета Белоруссии и России, которые должны остаться полноправными самостоятельными субъектами международного права. Речь идёт о формировании таможенного союза и единого экономического пространства, в рамках которого обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения равных прав граждан двух стран на территории каждого из участников Союзного государства. Сформированы и действуют Высший Государственный совет, Совет министров и Постоянный комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Действуют объединённые или совместные коллегии министерств и других республиканских органов государственного управления Белоруссии и России. Реализуются совместные программы за счёт средств союзного бюджета. Однако за все это время стороны не продвинулись далеко в реализации декларированных ими в 1999 году и в подписанных позднее соглашениях целей.

В целях осуществления перехода на единые принципы налоговой политики проводится унификация национальных законодательств по различным вопросам. Унификация национальных законодательств стимулирует развитие торговли между двумя странами. За 2008 года объём внешнеторгового оборота Белоруссии с Российской Федерацией составил 34,19 миллиарда долларов США. Это наиболее высокий за 11 лет показатель товарооборота между двумя странами. Россия является основным торговым партнёром, представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров и услуг, а также основной источник сырья, энергоресурсов, комплектующих. В свою очередь, Белоруссия для России — поставщик качественных и недорогих высокотехнологичных товаров, сельскохозяйственной продукции, важнейший транспортный и транзитный коридор.

Расширяются контакты между Белоруссией и регионами России. Наиболее интенсивно торгово-экономическое сотрудничество Белоруссии с городами Москва и Санкт-Петербург, Московской, Смоленской, Ярославской, Брянской, Тюменской, Нижегородской, Саратовской, Тульской областями. Поставка товаров в эти регионы составляет около 80 процентов от всего белорусского экспорта в Россию.

Наиболее существенно продвинулась вперёд интеграция между Белоруссией и Российской Федерацией в военной сфере. Подписанные соглашения предусматривают осуществление ими совместной оборонной политики, координацию деятельности в области военного строительства, совместное использование военной инфраструктуры, разработку и размещение совместного оборонного заказа, функционирование региональной группировки войск (сил) и другие мероприятия. Министерства обороны Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивают участие оперативных групп вооружённых сил сокращённого состава в совместных командно-штабных учениях. В интересах региональной группировки войск (сил) совместно используются объекты военной инфраструктуры на территории Белоруссии. Белорусская система противовоздушной обороны интегрирована с российской. Тесным является взаимодействие пограничников двух стран. Осуществляется совместная подготовка военно-научных и научно-педагогических кадров. Белорусские военнослужащие на постоянной основе проходят обучение в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. В феврале 2009 года подписан договор о создании единой системы ПВО России и Белоруссии.

Российская Федерация и Белоруссия осуществляют координацию своей деятельности в международной сфере.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

О географических сведениях в древней России / Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1852 год. Издание Русского Географического Общества. Владельческий переплёт. Кожаный корешок с золотым тиснением. Трёхсторонний узорный обрез. Сохранность хорошая. Владельческие пометы карандашом. Вниманию читателей предлагается книга известного русского историО географических сведениях в древней России
Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1852 год. Издание Русского Географического ...
Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс / Новый, полный перевод произведений выдающихся путешественников-первооткрывателей. В своих документальных книгах авторы увлекательно рассказывают о подготовке и проведении полярных экспедиций и о покорении ими Северного и Южного полюсов.Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс
Новый, полный перевод произведений выдающихся ...
Земные миры / Что нужно сделать для обобщения всех сведений о Земле, объём которых удваивается каждые 10–12 лет? Как наладить целенаправленное изучение взаимосвязей между явлениями окружающего нас мира? Чем можно объединить существующие теоретические представления о природе, населении и хозяйстве, преодолев их обЗемные миры
Что нужно сделать для обобщения всех сведений о Земле, объём которых удваивается ...