Белоруссия / Особенности исполнительной власти
Исполнительная власть в Республике Беларусь представлена президентом и советом министров во главе с премьер-министром.
Президент — высшее должностное лицо Республики Беларусь. Президент является главой государства, гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности.
Согласно ст. 84 конституции и Закону о президенте, президент Республики Беларусь обладает широкими правами, в том числе: назначает республиканские референдумы; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных конституцией; назначает 6 членов центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; образует, упраздняет и реорганизует администрацию президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте; с согласия Палаты представителей назначает на должность премьер-министра; определяет структуру правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, принимает решение об отставке правительства или его членов; с согласия Совета Республики назначает на должность председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного суда, судей Высшего хозяйственного суда, председателя центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка; назначает 6 судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь; освобождает от должности руководителей судебных и иных органов; имеет право председательствовать на заседаниях правительства Республики Беларусь; ведёт переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; в случае стихийного бедствия, катастрофы, беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с внесением в трёхдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; издаёт декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь и верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц; имеет право отменять акты правительства; формирует и возглавляет совет безопасности Республики Беларусь и другие.
Совет министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчётно президенту и ответственно перед парламентом.
Согласно ст. 119 конституции, руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными советами депутатов.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Белоруссии в 1975–2000 годах
- Язык
- Первые государственные образования
- Великое княжество Литовское и образование Речи Посполитой
- Присоединение к Российской империи
- Белоруссия в составе СССР
- Белоруссия на рубеже XX и XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (председатели Верховного Совета) в 1991–1994 годах
- Главы государства (президенты) в 1994–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Белоруссии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Белоруссии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Величайшие реки мира История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история ...
За разгадкой тайн Ледяного континента Крупный учёный И. А. Зотиков известен не только своими открытиями в Антарктиде, но ...
Почвы России и прилегающих стран Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...