Южно-Африканская Республика / Демонтаж апартеида и переход к демократии

Теоретически южноафриканская экономика могла ещё долгое время функционировать в условиях санкций, введённых самыми влиятельными странами мира против режима апартеида, и бегства иностранного капитала, обусловленного санкциями и политической напряжённостью. Несмотря на то что такая стратегия предполагала дальнейшее движение по пути к полной автаркии и постепенное снижение уровня жизни даже привилегированного белого меньшинства, подобная кризисная ситуация сама по себе ещё не представляла системной опасности для правящего режима.

Кроме того, появлялась опасная, но весьма объективная возможность выйти из стратегического тупика, связанного с существованием страны в «кольце фронтов». Руководству было очевидно, что, хотя силовые структуры ЮАР успешно ликвидировали очаги сопротивления внутри страны и базы противника в сопредельных странах, попирая суверенитет последних, эти действия носили сугубо тактический характер, поскольку противник вновь и вновь набирал силу. Кроме того, на повестку дня постепенно выходила проблема усталости белого населения от бесконечного конфликта, которая во второй половине 1980-х годов выразилась, в частности, в росте числа уклонистов от службы в армии, являвшейся главной опорой правительства.

Стратегическим решением всех этих проблем мог стать ядерный шантаж в отношении соседних государств, призванный подтолкнуть их к безусловному отказу от поддержки борцов против апартеида, и программа по созданию собственного ядерного оружия была развёрнута.

Вместе с тем принципиальная опасность для режима, созданного Национальной партией, таилась в объективных демографических тенденциях. Задачи экономического развития, требовавшего непрерывного притока рабочей силы (который белые уже не могли обеспечивать), вели к росту населения «чёрных» пригородов. Последнее все больше походило на естественный контрбаланс для политики искусственной концентрации населения в бантустанах.

Ещё более ощутимой угрозой системе стали неуклонный рост чёрного населения и постепенное снижение численности белой общины. В обозримой исторической перспективе у белых оставалось все меньше демографических ресурсов для осуществления сколь бы то ни было эффективного контроля (административного и военно-политического) над большинством населения. Углубляющаяся численная диспропорция между чёрными и белыми вела к неизбежному превращению белых в совсем незначительную прослойку населения и ставила под сомнение саму идею раздельного существования в будущем, а для государства, построенного на этой идее, главным вызовом безопасности стала именно эрозия идеологии.

Несмотря на то что потенциал для сопротивления внутренним и внешним угрозам ещё оставался (так, в 1983 году с явным намерением расколоть небелое население был введён новый принцип формирования парламента, где наряду с белыми могли заседать азиаты и «цветные»; кроме того, специалисты из белой общины занялись подготовкой боевиков зулу, враждебно настроенных по отношению к коса), обречённость режима была осознана руководством.

Курс на постепенную отмену дискриминационного законодательства, взятый во второй половине 1980-х годов, привёл к окончательному демонтажу апартеида в первой половине 1990-х годов и переходу к правлению чернокожего большинства. В 1994 году президентом ЮАР стал Нельсон Мандела, один из лидеров АНК, с 1964 года отбывавший пожизненное заключение за экстремистскую деятельность. 5 лет спустя на этом посту его сменил однопартиец Табо Мбеки.

На поздних этапах перехода к правлению большинства политический диалог осложнялся не только разницей позиций Национальной партии и АНК, но и открытым конфликтом между чёрными радикалами, продолжавшими нападать на белых, и представителями белой общины, которые пытались создать подобие единой системы самообороны или даже добиться создания отдельного государства для себя.

Кроме того, обострился конфликт АНК с Партией свободы «Инката», выражавшей интересы этноса зулу и также стремившейся захватить властные позиции. Межфракционными трениями был охвачен и сам АНК.

Несмотря на весьма значительные потери, понесённые участниками противостояния коса и зулу (по оценочным данным, столкновения периода демонтажа апартеида до середины 1990-х годов уносили до тысячи жизней ежегодно), чёрного и белого населения, страна сумела удержаться от скатывания к полномасштабной гражданской войне. Отдельного государства для белых не возникло, тогда как бантустаны были реинтегрированы в ЮАР.

Достижение полноценной этносоциальной гармонии в ЮАР до сих пор остаётся делом будущего, поскольку дополнительные поводы для трений даёт социально-экономическая обстановка в стране, сочетающая в себе проблемы развитых и развивающихся государств. Помимо решения внутренних задач, стратегическим приоритетом ЮАР является утверждение в роли регионального лидера и государства с глобальными амбициями.


←   Назад  |   Демонтаж апартеида и переход к демократии   |   Вперёд   →



 

Физическая география СССР / Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу изложения предназначен для студентов старших курсов географических факультетов государственных университетов и педагогических институтов. Обширный фактический материал курса излагается на основе главнейших методологических и меФизическая география СССР
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...
Верхнепалеозойская фауна Хараулахских гор / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Известия академии наук»).Верхнепалеозойская фауна Хараулахских гор
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...