Южно-Африканская Республика / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Достаточно чётко фундаментальная задача властей страны прописана в преамбуле действующей конституции: «Построить единую и демократическую Южную Африку, способную занять причитающееся ей место в семье государств на правах суверенной страны». Важной задачей идеологи ЮАР видят амальгамирование проживающих в стране этнических групп в по-настоящему единую южноафриканскую нацию (см., к примеру, речь Табо Мбеки «Я африканец», произнесённую в 1996 году).

Этапной для идеологической жизни всего Африканского континента стала зародившаяся в ЮАР в 1990-х годах концепция «Африканского Ренессанса». В соответствии с ней африканцы должны были осознать себя преемниками великих цивилизаций Африки, вновь научиться уважать себя после страданий времён колониализма и тягот первых десятилетий независимости и мобилизовать свой потенциал (в первую очередь, интеллектуальный) для возрождения былого величия. Одной из важнейших черт будущего общества, согласно концепции, должно было стать искоренение «паразитического» характера властных элит, действующих исключительно в своих интересах и держащих население в бедности.

Идея «Африканского Ренессанса» отражала рост ожиданий периода «волны демократизации» в Африке и во многом стала предвестником программы НЕПАД. Кроме того, в самой ЮАР был создан Фонд Африканского Ренессанса и международного сотрудничества, призванный финансировать проекты, направленные на развитие межафриканских контактов, укрепление демократии, разрешение конфликтов, улучшение социально-экономической обстановки и пр.

Вместе с тем, несмотря на свою несомненную актуальность и популярность, концепция, созданная Табо Мбеки и его единомышленниками, столкнулась со множеством объективных трудностей и в целом реализована не была.

На уровне рядовых граждан продолжает пользоваться влиянием принцип, наиболее известный широкой публике под названием «убунту» (используется в языках семьи нгуни — зулу, коса и др.). В соответствии с ним индивид может реализоваться только через взаимодействие с общиной и работу на общее благо (человек не является человеком без людей) , раскрыться только с помощью других, вследствие чего недопустимо его обособление от прочих, пренебрежение их интересами и проблемами. Наиболее близким русским аналогом этой философской категории является понятие «соборность».

Как и традиционные религии, этот принцип распространён, в первую очередь, в сельской местности, тогда как в городах он либо размывается, либо претерпевает трансформацию (в том числе с подачи интеллектуальных кругов, оторвавшихся от традиции и воспринимающих её сквозь призму западной логики и философии). Вместе с тем институт поддержки членов общины при миграции в города во многом основан именно на этом принципе. Следует также отметить, что категория «убунту» обычно используется только применительно к жизненному укладу бантуговорящих этносов ЮАР, тогда как представители белой и других общин страны при взаимодействии с теми африканцами, для которых категория имеет значение, должны доказать своё право на «мунту» («человечность» — в значении «принадлежность к людям», «способность быть членом общины»).

Некоторыми исследователями высказывается предположение, что апелляции к «убунту», звучащие в выступлениях современных южноафриканских политиков, являются скорее популистским приёмом, используемым как в борьбе с межэтническими трениями, так и для своеобразного «утешения» лиц, живущих в бедности.

Говоря о ценностных ориентациях чёрной элиты, следует также отметить популярность, которой в среде состоявшихся бизнесменов и молодых претендентов на успех пользуются жизненные примеры представителей афроамериканского истеблишмента (предпринимателей, актёров, спортсменов, певцов, телеведущих) США. Эта тенденция восходит ещё к последней трети XIX века, когда в Южной Африке впервые появились афроамериканские бизнесмены.

Политическая жизнь ЮАР не лишена трений между партиями, придерживающимися различных идеологических направлений (к примеру, между АНК, тяготеющим к левому флангу, центристской НК, образовавшейся в конце 2008 года после отставки Т. Мбеки с поста президента ЮАР и последовавшего раскола АНК, и Демократическим альянсом, позиционирующим себя в качестве либеральной партии), однако все они не выходят за рамки правового поля.

Все ведущие политические организации, несмотря на идеологические различия, имеют схожую конечную цель (построение процветающего государства без этнических расколов), и принципиальные конфликты между ними связаны, как правило, не с идеологией, а с отношением к конкретным вопросам (так, к примеру, АНК критикуется за стремление к непрерывному доминированию в политической жизни, недостаточно оперативное преодоление социально-экономических проблем и пр.).


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Курс почвоведения для лесных ВТУЗов / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Сельхозгиз»).Курс почвоведения для лесных ВТУЗов
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
В снегах Антарктиды. Закованный в лёд / В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Автор — Гусев А. М. (доктор физико-математических наук) и Трешников А. Ф. (доктор географических наук) — в своих документальных книгах увлекательно рассказывают о деятельности Первой и Второй советских антарктических экспедиций, о сВ снегах Антарктиды. Закованный в лёд
В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Автор — Гусев А. ...
Политическое пространство современного мира / Справочник содержит информацию о государствах и странах на современной политической карте мира, их столицах, административно-территориальном делении, самопровозглашённых и частично признанных государствах, зависимых и несамоуправляющихся территориях, имеющихся в мире очагах конфликтов («горячие точкПолитическое пространство современного мира
Справочник содержит информацию о государствах и странах на современной ...