Йемен / Конституционные основы, характеристика формы правления

В Йеменской Республике действует конституция, вступившая в силу 16 мая 1991 года (с поправками от 29 сентября 1994 года и 20 февраля 2001 года).

Глава I части первой определяет основы политического устройства страны. ЙР — «арабское исламское независимое суверенное государство, чья целостность нерушима; народ Йемена является частью арабской и исламской уммы» (ст. 1).

Государственной религией является ислам (ст. 2), а шариат — источник всего законодательства (ст. 3).

Народ Йемена выступает носителем и источником власти (ст. 4), политическая система основана на принципе политического и партийного плюрализма в целях мирной трансформации власти (ст. 5).

Глава II закрепляет основы экономической системы и экономические права, прежде всего свободу экономической деятельности. Национальная экономика должна быть основана на принципах исламской социальной справедливости, соревновательности государственного, частного, кооперативного и смешанного секторов экономики, защиты и уважения частной собственности, которая «может быть отчуждена только в интересах общества и в соответствии с законом» (ст. 7). Все природные ресурсы и источники энергии принадлежат государству (ст. 8). Государство должно поддерживать свободу торговли, поощрять конкуренцию, иностранные и местные инвестиции и защищать их в интересах национальной экономики (ст. 10). Система налогообложения определяется законом (ст. 13). Государство собирает закят (исламский налог) и использует его легально и в соответствии с законом (ст. 21).

Глава III посвящена социально-культурным основам общественного устройства и закрепляет общие принципы защиты прав человека в Йемене (ст. 24–35). Этими основами являются равенство возможностей, общественная солидарность, защита семьи и традиционного образа жизни, свобода научной и творческой деятельности, защита материнства, детства и прав молодёжи, равенство мужчины и женщины, помощь государства в случае стихийных бедствий и «общественных кризисов», защита государством окружающей среды, памятников истории и архитектуры.. Образование, здравоохранение и социальное обеспечение провозглашены важнейшим совместным делом государства и общества, государственная служба — обязанностью и честью. Труд необходим для развития общества, он — право, обязанность и честь для каждого гражданина; граждане имеют право выбирать для себя соответствующий род занятий в рамках закона, никто не может быть принуждён к труду иначе как по закону, в интересах общества и за справедливую плату.

Глава IV посвящена организации национальной обороны: армии, полиции, сил безопасности и других формирований. Государство имеет монополию на организацию и легитимное использование силовых структур (ст. 36). Для обеспечения безопасности страны учреждён Совет национальной обороны во главе с президентом (ст. 38).

Часть вторая (ст. 41–61) гарантирует гражданские, политические, социальные и культурные права граждан. Среди гражданских прав названы равенство в осуществлении прав и обязанностей, свобода мысли и мнений, свобода личной жизни, защита чести и достоинства, безопасность, принцип презумпции невиновности, право на адвоката, приверженность принципу habeas corpus, запрет пыток и бесчеловечного обращения, индивидуальная уголовная ответственность, осуществление преследования и наказания только по закону, отсутствие обратной силы закона, тайна переписки и переговоров, неприкосновенность жилища, культовых и образовательных учреждений, личной информации, право на гражданство, запрет лишения гражданства и экстрадиции гражданина Йемена, свобода передвижения, право обращаться с жалобами, критикой и предложениями в правительственные учреждения.

Среди политических прав и свобод: право избирать и быть избранным, выражение мнения на референдуме, свобода собраний и ассоциаций (включая профсоюзы), право создавать политические партии, запрет выдачи политических беженцев.

Среди социальных и культурных прав: право на образование («основное образование является обязательным»), здравоохранение (государство должно «расширять бесплатные медицинские услуги»), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, безработицы, старости или потери кормильца.

Конституция предусматривает следующие обязанности граждан Йемена: заботиться о сохранности государственной собственности и общественных фондов (ст. 19), платить налоги, защищать отечество и религию, способствовать национальному единству (ст. 59–61).

Часть третья закрепляет основы организации государственной власти. В главе I (ст. 62–104) определены порядок формирования и полномочия Палаты представителей (араб., Маджлис ан-Нувваб). Это «орган законодательной власти, принимающий законы, утверждающий основные направления политики государства, бюджет и окончательный баланс и осуществляющий контроль за деятельностью исполнительной власти» (ст. 62). В соответствии с поправками 1994 года были точнее определены порядок формирования и функции верхней палаты — Консультативного совета (араб., Маджлис аш-Шура) (ст. 125) (подробнее см. раздел «Особенности законодательной власти»).

Организация исполнительной власти определена в главе II. Исполнительную власть осуществляют от имени народа Президент и Совет министров (ст. 105). Порядок избрания и полномочия Президента описаны в ст. 106–128. Президент является главой государства и назначает вице-президента (ст. 106), а также Председателя Совета министров (ст. 119). Своим указом он утверждает состав кабинета, который формирует Председатель на основе консультаций с Президентом. Президент избирается на прямых альтернативных выборах сроком на 7 лет (с 2001 года) максимум на 2 срока (о порядке проведения выборов см. раздел «Особенности избирательной системы»).

Президент как глава государства должен выполнять волю народа, уважать конституцию и законы, защищать национальное единство и цели революции (ст. 110), представлять государство внутри страны и за рубежом. Он ответствен за выработку и реализацию общего политического курса страны, назначает членов Консультативного совета, Национального совета обороны, назначает и освобождает от должности высших государственных служащих, военнослужащих и полицейских чинов (ст. 119). Также Президент является Верховным главнокомандующим (ст. 111), назначает и отзывает послов, открывает дипломатические ведомства за границей, предоставляет политическое убежище, созывает референдумы, имеет право провозглашать чрезвычайное положение (с согласия Палаты представителей, ст. 121).

Президент имеет право проводить совместные заседания с Советом министров и председательствовать на них, обладает полномочиями в области законодательства и судопроизводства: промульгирует законодательные акты и имеет право вернуть законопроект на повторное рассмотрение в течение 30 дней (если этого не происходит, законопроект считается принятым; вето может быть преодолено большинством голосов депутатов), издаёт указы, имеющие силу закона. Глава государства имеет право распускать Палату представителей с изложением причин роспуска и объявлением о новых выборах в течение 60 дней. Без его согласия не могут быть приведены в исполнение смертные приговоры.

В случае освобождения поста Президента или наступления у Президента стойкой неспособности выполнять свои обязанности — обязанности Президента переходят к Вице-президенту на срок не более 60 дней, в течение которых должны состояться новые выборы. В случае если посты Президента и Вице-президента становятся вакантными в одно и то же время, его функции переходят к Президиуму Палаты представителей (в случае её роспуска — к Совету министров). В этом случае выборы Президента должны состояться в срок, не превышающий 60 дней с момента созыва первой сессии Палаты (ст. 116).

Выдвижение обвинения Президенту в государственной измене, нарушении конституции или ином действии, наносящем ущерб независимости и суверенитету страны, может быть произведено по инициативе не менее 1/2 депутатов Палаты представителей, предание его суду должно быть поддержано не менее 2/3 депутатов. Если обвинение выдвинуто против Президента и его заместителя, обязанности Президента временно переходят к Президиуму Палаты представителей (ст. 128). Президент имеет право подать мотивированное прошение об отставке Палате депутатов, которое она может принять абсолютным большинством голосов. Если отставка не принята, Президент может повторить прошение в течение трёх месяцев; в этом случае Палата обязана принять её (ст. 115).

Совет министров — правительство ЙР является высшим органом исполнительной и административной власти в стране; ему подчинены все административные органы, учреждения и корпорации (ст. 129) (подробнее о функционировании исполнительной власти см. раздел «Особенности исполнительной власти»).

Большое внимание отведено местному самоуправлению. Административные единицы избирают советы, которые должны предлагать программы развития и инвестиционные бюджеты, контролировать и проверять местные административные учреждения. В основу местного самоуправления положен принцип административной и финансовой децентрализации (ст. 146).

Глава III посвящена организации судебной власти. Судебная власть провозглашена самостоятельной ветвью власти, судьи независимы и подчиняются только закону. Генеральная Прокуратура — отдельный элемент судебной системы (ст. 149) (подробнее см. раздел «Особенности судебной власти»).

Помимо компетенций органов государственной власти в конституции также зафиксированы: описание государственной символики (ст. 155–156), порядок внесения поправок в текст конституции, общие и заключительные положения (ст. 158–160).

Правом инициативы внесения поправок обладают Президент или 1/3 депутатов Палаты представителей. Если инициатива исходит от Палаты представителей, она должна быть обсуждена и поддержана большинством депутатов. Консультативный совет утверждает текст поправок. В первом чтении поправки принимаются Палатой представителей простым большинством голосов, второе чтение должно проходить через 60 дней после первого. Окончательно поправки утверждаются 3/4 голосов депутатов. Если речь идёт о поправках в текст первой или второй части конституции, они после одобрения депутатами должны быть вынесены на референдум,

Всего конституция содержит 160 статей, разбитых на 5 частей.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Геология СССР / В настоящем томе дано описание геологического строения территории Кузнецкого бассейна. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года (издательство «Государственное издание геологической литературы»).Геология СССР
В настоящем томе дано описание геологического строения территории Кузнецкого ...
Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Человек, которого позвало море / Книга известных польских писателей Алины и Чеслава Центкевичей посвящена жизни и деятельности замечательного норвежского полярника Руала Амундсена. С именем Амундсена связаны такие выдающиеся географические открытия, как первое успешное плавание из Атлантического океана в Тихий вдоль северного поберЧеловек, которого позвало море
Книга известных польских писателей Алины и Чеслава Центкевичей посвящена жизни и ...