Ирак / Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
Ирак имеет средний потенциал воздействия на внешнюю среду.
Ирак является страной-реципиентом.
Американская финансовая помощь являлась одним из главных факторов хозяйственного развития Ирака после свержения режима Саддама Хусейна. Согласно докладу июль 2005 года, общая одобренная сумма американской помощи на цели экономического восстановления составила 26,5 миллиарда долларов.
В оказании Ираку финансовой помощи участвовали также международные организации и страны, помимо США: Международный фонд помощи реконструкции Ирака (International Reconstruction Fund Facility for Iraq, IRFFI), включающий 20 стран-доноров: Европейскую комиссию, МВФ и Всемирный банк. Общая сумма обещанной помощи достигает 13,5 миллиардов долларов.
Ирак занимает второе место в мире (после Саудовской Аравии) по запасам нефти и не зависит от импорта энергоносителей.
Население Ирака составляет 0,445 % от всего населения Земли.
Официальный язык — арабский, является официальным и рабочим языком Генеральной Ассамблеи ООН и официальным языком ЭКОСОС. На нем говорят ещё как минимум в 25 государствах мира (официальный язык в 24). Арабский язык является родным (1999 год) для 206 миллионов человек (более 4 % населения мира) и вторым языком — ещё для 246 миллионов человек (в общей сложности на арабском языке в 1999 году говорили более 9 % населения мира).
Ирак участвует в ряде международных организаций, в том числе ООН (не имеет статуса постоянного члена Совета Безопасности), МВФ, Лиге арабских государств, Организации исламская конференция, ОПЕК. Общий размер взносов Ирака в регулярный бюджет ООН в 2010 году определён в размере 470 121 долларов США, или 0,02 % взносов всех стран-участниц.
Квота Ирака в МВФ в 2010 году составила 0,55 % от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений 0,55 % от общего числа голосов (для сравнения, у США эти показатели составляют 17,4 % и 17,08 % соответственно).
Ирак располагает значительными по численности вооружёнными силами (254 тысячи человек, точных данных о количестве единиц тяжёлой техники нет). Однако уровень подготовки личного состава и техническое оснащение вооружённых сил (ВС) все ещё не позволяют им самостоятельно защищать Ирак от внешней агрессии или обеспечивать безопасность внутри страны. В настоящее время соседние государства (за исключением Иордании и Бахрейна) располагают большим военным потенциалом.
Правительство Ирака реализует программу реформирования национальных вооружённых сил, а также осуществляет массированные закупки вооружения и боевой техники. В ближайшие годы Ирак планирует закупить 2 тыс. модернизированных в США танков Т-72 советского производства (в дополнение к уже имеющимся 77), а также 140 основных боевых танков 140 Ml A1SA Abrams и 400 БТР Stryker американского производства. Предполагаются закупки 26 многоцелевых вертолётов Белл-407, 20 учебно-тренировочных самолётов Т-6А «Тексан» и 36 самолётов АТ-6В «Тексан-П». По оценкам экспертов, в случае успешной реализации этих программ Ирак в перспективе может обрести военный потенциал, который обеспечит ему паритет с Ираном и превосходство над другими странами региона.
Во второй половине XX века подразделения иракской армии принимали участие в арабо-израильских войнах 1948–1949 годов, 1967 и 1973 году. В 1980–1988 годах в ходе ирано-иракской войны ВС Ирака продемонстрировали довольно высокие боевые качества, сумев одержать ряд крупных побед, прежде всего в ходе кампаний 1980 и 1988 годов. В то же время в середине войны из-за просчётов командования иракцы понесли серьёзные потери. В 1990 году иракским войскам удалось почти без потерь оккупировать соседний Кувейт, но в 1991 году силы международной коалиции во главе с США нанесли им сокрушительное поражение. В 2003 году в ходе операции «Шок и трепет» войска США и их союзников, оснащённые новейшими системами высокоточного оружия и имевшие господство в воздухе, за несколько дней полностью разгромили иракскую армию, оснащённую устаревшей на тот момент боевой техникой преимущественно советского производства.
Уровень военных расходов Ирака выше, чем уровень военных расходов в среднем по миру, что объясняется как происходящей в настоящее время модернизацией ВС, так и их участием в поддержании внутренней стабильности в связи с угрозой со стороны экстремистских вооружённых формирований.
ВС Ирака не располагают ядерным оружием или другими видами ОМУ.
ВС Ирака не располагают авиационными системами 4-го поколения.
Ирак не имеет самостоятельного постоянного военного присутствия за рубежом.
В целом, ресурсов soft-влияния и hard-влияния у Ирака много (они не совпадают), однако внутренняя нестабильность не позволяет стране в полной мере задействовать их для влияния на международную среду и международные процессы.
← Назад | Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древняя Месопотамия
- Ирак в средние века и Новое время
- Создание государства Ирак
- Начало независимого развития Ирака
- Республиканский Ирак
- Правление Саддама Хусейна
- Ирак после свержения Саддама Хусейна
- Современный Ирак
- Ирак: нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1968–2012 годах
- Главы правительства в 1968–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам парламентских выборов 2004 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирака в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура ВВП в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Основные внешнеполитические контрагенты
- Международные конфликты
- Отношения с Россией
- Экономические контакты
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Попытки неконституционной смены власти или государственных переворотов
- Присутствие на территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений
- Наличие территориальных претензий со стороны иностранных государств
- Наличие угрозы терроризма
- Уровень и характер коррупции
- Положение Ирака в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Сокращение численности населения
- Избыточная миграция
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном ...
Издание второе. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1987 ...