Таджикистан / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

Уровень традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства может быть оценён в настоящее время как высокий.

В 1992 году в Таджикистане прошли антиправительственные демонстрации, которые привели к гражданской войне между проправительственными силами, исламистами и продемократически настроенными группами. Во время военных действий погибло 20 тысяч жителей и 600 тысяч человек осталось без крова. В сентябре—ноябре произошла смена власти, в результате которой главой государства стал Эмомали Рахмонов. В первые годы правления жёсткая авторитарная политика нового руководства страны вызывала неодобрение со стороны исламистских группировок, выливавшееся в вооружённые конфликты. При помощи миротворческих сил СНГ, установивших контроль за таджикско-афганской границей, во многом удалось пресечь постоянные попытки проникновения в страну вооружённых группировок исламистов, базирующихся в Афганистане.

В Таджикистане запрещена деятельность всех оппозиционных партий. В то же время в стране действуют несколько нелегальных антиправительственных движений: Аграрная партия, Партия развития (партия «Таракийот»), Партия национального движения Таджикистана, Партия справедливости, Партия народного единства, Таджикистанская партия политического и экономического возрождения.

В 2006 году была достигнута договорённость с Китаем о начале демаркации участка границы по договорённостям 2002 года. Продолжаются переговоры о демаркации и разминировании границы с Узбекистаном, а также в Исфарской долине — с Киргизией.

Угроза терроризма в республике Таджикистан может быть охарактеризована как высокая. Наиболее известные примеры деятельности террористических группировок (преимущественно исламистских) — взрыв автомобиля около комплекса правительственных зданий 2005 года, исламистский мятеж в 1996 году, взрывы в ноябре 2007 года около торгового комплекса вблизи президентского дворца, посольства Узбекистана и Национального банка Таджикистана.

Уровень коррупции в Таджикистане является очень высоким. Принятие правительством решений и функционирование государственного аппарата носят закрытый характер; за критические материалы о коррупции журналисты подвергаются преследованиям. Сами власти признают, что коррупция является всепроникающим явлением, но публичную критику в свой адрес или не допускают (если она исходит от местных журналистов и оппозиционных деятелей), или отвергают (если она исходит от Запада). Коррупция в Таджикистане носит системный характер.

Высокий уровень коррупции связан, в том числе, с транзитом наркотиков через границу с Афганистаном и далее через таджикскую территорию в соседние страны Центральной Азии и Россию. Считается, что коррупция, связанная с контрабандрой наркотиков, распространяется от нижних до верхних эшелонов власти и силовых структур, включая погранвойска. В наркотрафик вовлечено большое количество населения, для которых он является единственным источником дохода в обедневшей стране.

Клановость и непотизм — явления, традиционно характерные для таджикского общества. Они особенно усилились в последние годы в связи с процессами реархаизации общественной жизни. Решающую роль в продвижении по социальной лестнице играют семейно-родственные узы.

Организация «Transparency International» в своём исследовании «Corruption Perception Index» за 2007 год указывает, что Индекс восприятия коррупции для Таджикистана 2,1, и он занимает 150-е место в мире, находясь в одной группе с такими странами, как Азербайджан, Беларусь, Республика Конго, Кот-д-Ивуар, Эквадор, Казахстан, Кения, Кыргыстан, Либерия, Сьерра-Леоне, Зимбабве.

Исследование «Глобальный барометр коррупции» (этой же организации), показывающее степень коррупции в различных сферах жизни по оценкам граждан страны, в Таджикистане не проводилось.

По данным отдела народонаселения Департамента экономических и социальных проблем Секретариата ООН, проблемы избыточной миграции правительством Таджикистана не оцениваются как актуальные. Вместе с тем определённую угрозу безопасности представляют нелегальные формы миграции в другие страны. Правительство поощряет меры по возвращению ранее эмигрировавших таджиков на родину.


←   Назад  |   Внешние и внутренние угрозы безопасности государства   |   Вперёд   →



 

Теория и методология географической науки / В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из представлений о том, что теория — это совокупность знаний об объективном мире, а методология — учение о знании, охватывающее его с точки зрения объекта, отражения и выражения. Исходя из этого, была выстроена трёхчленная структТеория и методология географической науки
В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из ...
В поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века / Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия Марко Поло. Великие морские походы Колумба и его последователей в поисках Индии — Алонсо де Охеда, Хуана де ла Коса, Висенте Пинсона, Педро Альвареса Кабраля, Белеса де Мендосы, Хуана Бермудеса, Диего Веласкеса, Васко де БалВ поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века
Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...