Монголия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Участвуя в работе международных организаций, Монголия в первую очередь ставит перед собой следующие цели: познакомить мир с Монголией, завязать партнёрские отношения с большинством стран мира и научиться быть активным игроком на международной арене. Организации, в которые входит Монголия:
Организация Объединённых Наций (ООН) — с 1961 года. Статуса постоянного члена Совета Безопасности не имеет. За период членства в ООН Монголия инициировала рассмотрение более 50 резолюций и была в группе стран-инициаторов ещё почти 500 резолюций.
Учреждения ООН: Агентство по многостороннему гарантированию инвестиций, Ассоциация международного развития, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности, Всемирный почтовый союз, Конференция по торговле и развитию, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд (МВФ), Международный союз телекоммуникаций, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Организация по промышленному развитию, Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Миссия ООН по референдуму в Западной Сахаре, Миссия ООН в Демократической Республике Конго.
Другие международные и региональные организации: Азиатский банк развития, Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН), Всемирная организация по туризму, Всемирная таможенная организация, Всемирная торговая организация (ВТО), Группа 77, Движение неприсоединения, Европейский банк реконструкции и развития, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная организация по стандартизации, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная торговая палата, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный олимпийский комитет, Международный уголовный суд, Организация по запрету химического оружия, План Коломбо.
Кроме того, Монголия имеет статус наблюдателя при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Основные внешнеполитические контрагенты Монголии (Россия и Китай) определены её географическим положением: территориальной сжатостью и отсутствием выхода в открытое море.
Длительная история внешнеполитических связей связывает Монголию и Россию. Советская Россия приняла прямое участие в процессе обретения Монголией независимости, и она же стала первым государством, с которым Монголия установила дипломатические отношения (1921 год). На протяжении коммунистического периода в истории обеих стран Монголию и СССР связывали самые тесные дружеские отношения, которые после определённого спада в начале 90-х сейчас опять начинают динамично развиваться.
Не менее важными для Монголии на протяжении всей независимой истории оставались отношения с другим соседом — Китаем. Несмотря на сложную историю взаимоотношений (в первую очередь, непризнания Китаем независимости Монголии до 1946 года), сейчас дипломатические отношения двух стран можно охарактеризовать как добрососедские и взаимодоверительные. Отношения с Китаем на сегодняшний день самым активным образом развиваются во всех областях: политике, экономике, торговле, культуре, образовании, здравоохранении и так далее. На торговлю с Китаем приходится 32,3 % всей внешней торговли Монголии (46,1 % экспорта и 21,8 % импорта).
После долгого периода холодного противостояния (дипломатические отношения были установлены только в 1987 году), вызванного членством Монголии в социалистическом лагере, в последние годы активизировались отношения Монголии с США. Соединённые Штаты поддержали вступление Монголии в МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и выделили деньги на развитие демократических и рыночных процессов в стране. Монголия поддержала политику США в области борьбы с терроризмом и вооружённые акции в Афганистане и Ираке, в которых приняла символическое участие, отправив туда небольшие подразделения войск.
Партнёрские отношения связывают Монголию с ЕС, который является одним из крупнейших инвесторов страны. В рамках двустороннего сотрудничества реализуется более 90 проектов.
Наконец, в силу стремления Монголии к динамичному развитию её экономики на рыночных и инновационных принципах в настоящее время усиливается значение дипломатических контактов этой страны со странами-членами АСЕАН и ШОС, в первую очередь с Японией и Южной Кореей. В 1992–2002 годах Япония предоставила Монголии безвозмездную помощь и льготные кредиты на сумму более 900 миллионов долларов США. Объём японских инвестиций превысил 50 миллионов долларов США.
Отношения между Россией и Монголией после определённого спада в конце 1980 — начале 1990-х годов начали приобретать прежний динамизм и адаптироваться к современным реалиям.
Крупными событиями в двустороннем диалоге стал официальный визит в Москву Президента Монголии (январь 1993 года), в ходе которого были подписаны российско-монгольский Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве, а также Совместное заявление по поводу имевших место в 1930–1940-х годах в бывших СССР и МНР массовых репрессий, и первый официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Монголию (ноябрь 2000 года), по итогам которого президенты России и Монголии подписали Улан-Баторскую декларацию, в которой закреплены основополагающие принципы развития российско-монгольских отношений в духе традиционного партнёрства и добрососедства.
В последние годы осуществлялась довольно широкая программа контактов на всех уровнях, произошла заметная активизация связей по линии министерств и ведомств. Крупным событием стал официальный визит в Монголию Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова (март 2002 года), по итогам которого опубликовано совместное коммюнике, подписано 9 двусторонних документов. 27 июня — 3 июля 2003 года состоялся официальный визит в Россию Премьер-министра Монголии Н. Энхбаяра. Был подписан пакет межправительственных документов, включая новое соглашение о деятельности совместного предприятия «Эрдэнэт» и меморандундум о взаимопонимании об урегулировании кредитной задолженности Монголии Российской Федерации. Принципиально важно то, что на основе этих договорённостей сторонам удалось к концу 2003 года окончательно урегулировать на взаимоприемлемой основе проблему так называемого «большого долга» Монголии по советским кредитам в переводных рублях (11,3 миллиарда переводных руб.).
Между Российской Федерацией и Монголией не существует не решённых пограничных вопросов, включая территориальные проблемы. Закончена проверка границы на местности (3 485 км, 1 925 погранзнаков, 29 пунктов пропуска). Вместе с тем, ситуация на её тувинском участке (отмечаются её частые нарушения с обеих сторон в связи с нелегальным перегоном скота, контрабандой и так далее) вызывает беспокойство сторон.
Отдельные сдвиги наблюдаются в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. В начале 90-х годов начался переход российско-монгольских торгово-экономических отношений на общепринятые в мировой практике принципы. В настоящее время удалось преодолеть негативную тенденцию снижения российско-монгольского товарооборота — в 2000 году он составил 224 миллиона долларов, что на 26 миллионов долларов больше по сравнению с 1999 годом. Однако доля России в общем объёме внешней торговли Монголии продолжает снижаться (около 22 % в 2000 году по сравнению с 85 % в начале 90-х годах). Из России в Монголию поставляются главным образом нефтепродукты, электроэнергия, машины и оборудование, а импортируются медный концентрат и плавиковый шпат. В феврале 2001 года в Улан-Баторе прошло 2-е заседание рабочей группы по либерализации взаимной торговли. В Монголии работают 257 монголо-российских совместных предприятий и компаний с размером уставного капитала около 20 миллионов долларов. Доля в ВВП Монголии крупнейших российско-монгольских предприятий составляет в настоящее время свыше 35 %. Сохраняется высокая заинтересованность монголов к прохождению через её территорию маршрутов предполагаемых нефтепровода, газопровода и ЛЭП-500 из России в Китай.
Устойчивый и эффективный характер носили региональные и приграничные связи. Расширяются связи приграничных регионов России и Монголии, на их долю приходится более 70 % двустороннего товарооборота. Из непосредственно граничащих с Монголией субъектов РФ наиболее активна Республика Бурятия. Основные интересы во взаимосвязях субъектов РФ с Монголией лежат, безусловно, в экономической плоскости. Главными направлениями сотрудничества являются такие стратегически важные направления, как горнорудная промышленность, экспорт энергоносителей из сибирского региона в Монголию и импорт монгольского мяса в Россию.
Наметились подвижки и в военном сотрудничестве. Подписан Меморандум о намерениях между Минобороны РФ и Минобороны Монголии по развитию сотрудничества в военной области.
Обновляется договорно-правовая база двусторонних отношений. С января 1992 года подписано около 90 межправительственных и межведомственных соглашений. Готовятся ещё более 10 документов. Продолжается инвентаризация договоров и соглашений, заключённых в 1921–1991 годах.
На гуманитарном направлении наибольшие подвижки достигнуты в области образования. В Монголии с удовлетворением воспринято решение об увеличении квоты на обучение в России монгольских студентов за счёт федерального бюджета до 200 человек, В Монголии возрождается интерес к русскому языку и литературе.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Ранние монгольские государства (XII-XIX веках)
- Образование независимой Монголии (1911–1924 годы)
- Монгольская Народная Республика (1924–1990 годы)
- Современная Монголия
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2012 годах
- Председатели правительства в 1990–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление Монголии
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Монголии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные экспортные группы
- Основные импортные группы
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Монголии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В работе анализируется развитие эмпирических и концептуальных представлений об ...
Книга рассказывает об истории изучения Арктики, русских, голландских, ...