Эстония / Религия и государство, роль религии в политике

Официальной религии нет. Согласно переписи 2000 года, лютеране составляют 13,6 % населения, православные — 12,8 %, представители других направлений христианства (адвентисты, методисты, католики, пятидесятники) — 1,4 %. 34,1 % населения не причисляют себя к какой-то конкретной религиозной группе. 6,1 % жителей не исповедуют никакой религии.

Эстонцы традиционно отличались весьма слабой приверженностью ценностям христианства, поскольку католицизм, а в дальнейшем — лютеранство строго ассоциировались у местных жителей с немецким влиянием.

Конституция 1920 года гарантировала свободу вероисповедания, а в 1925 году церковь была отделена от государства.

Активная борьба Советского государства с влиянием религии и церкви, общая тенденция к дерелигизации общественной жизни, заметная по всему евроатлантическому региону, а также приоритетная ориентация на ценности ЕС, отражающие традицию европейского секуляризма, привели к тому, что сегодня роль религии в эстонской политике и общественной жизни невысока. Хотя в стране существуют партии, включающие упоминания о христианских принципах в свои названия и программы, они имеют весьма ограниченное влияние на политический процесс, а обращение к христианству носит в значительной степени традиционный характер.

Наличие в стране крупной православной общины объясняется не только наличием большого числа православных русских и украинцев, но и проводившейся в XIX века политикой русификации, призванной подорвать позиции балтийских немцев, когда многие эстонцы оставили лютеранство (религию немецких господ) и перешли в православие.

В годы существования первой Эстонской Республики православное население перешло под руководство Константинопольского патриархата, а при советской власти снова подчинилось Московскому патриархату. В 1991 году была предпринята попытка восстановить ситуацию межвоенного периода, однако в итоге было принято решение о сохранении Эстонской православной церкви (на правах автономии) в составе РПЦ. В 2002 году в рамках курса на улучшение отношений с Россией эстонское правительство предоставило официальный статус Русской Православной Церкви. Вместе с тем с 1996 года на территории Эстонии действует и Эстонская апостольская православная церковь, которая продолжает традиции 1923–1940 годов и находится в конфликте с Московским патриархатом из-за права на исключительное представительство интересов православных в Эстонии.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Страна субтропиков и заснеженных гор / Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — рассказывает об удивительных географических и геологических контрастах страны, о своеобразии культуры и быта её народов. Читатель познакомится также с первой советской экспедицией на Эверест 1932 года, в которой автор Страна субтропиков и заснеженных гор
Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — ...
Идущие к вершинам / Книгу составили ранее издававшиеся историко-биографическая повесть «Идущие к вершинам», рассказывающая о жизни и деятельности выдающегося исследователя-географа Чокана Валиханова, о нравах и обычаях народностей и племён, населявших в XIX веке Среднюю Азию, о вкладе русских учёных в её освоение,- а тИдущие к вершинам
Книгу составили ранее издававшиеся историко-биографическая повесть «Идущие к ...
По центральной Яве / В этой книге в форме рассказа о приключениях индонезийского мальчика, которого превратности судьбы заставляют скитаться по различным районам Центральной части Явы и попадать к людям самых разнообразных профессий, автор знакомит читателей с природой, бытом и жизнью одной из самых густонаселённых частПо центральной Яве
В этой книге в форме рассказа о приключениях индонезийского мальчика, которого ...