Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Эстония / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Эстония является членом ООН (с 1991 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ и др.), ОБСЕ, СЕ, ВТО, ЕБРР, Интерпола и др.

В апреле 2004 года Эстония присоединилась к НАТО, в мае 2004 года — к ЕС.

К основным политическим и экономическим партнёрам Эстонии можно отнести страны ЕС и США, традиционно выступавшие ведущими спонсорами современной эстонской государственности.

Эстония традиционно поддерживает внешнеполитические инициативы Соединённых Штатов и принимает участие в операциях в Афганистане, Ираке и Косово. К 2010 году Эстония, Латвия и Литва должны создать Балтийский батальон НАТО.

В сфере европейской интеграции Эстония выступает сторонником дальнейшего расширения Европейского союза, повышения конкурентоспособности ЕС как экономической единицы (в том числе за счёт роста числа технологических инноваций) и разработки общеевропейской энергетической политики. С декабря 2007 года Эстония вместе с двумя другими прибалтийскими республиками стала участницей Шенгенского соглашения. Вместе с Норвегией, Швецией, Финляндией и Ирландией Эстония участвует в создании международного подразделения для обеспечения безопасности гуманитарных миссий ЕС.

Большое значение в Эстонии придаётся развитию сотрудничества трёх балтийских государств между собой, а также с пятью странами Северной Европы по формуле «восьмёрки» (с 1992 года) и с Германией по формуле «3+1». Региональное взаимодействие осуществляется с помощью таких структур, как Совет государств Балтийского моря, Балтийский форум развития, Балтийская ассамблея, Балтийский совет министров.

В связи с окончательным закрытием Игналинской АЭС, которое должно произойти в 2009 году, в 2006 году три прибалтийские республики и Польша договорились о строительстве на территории Литвы новой атомной электростанции, которая должна снизить энергетическую зависимость участников проекта от поставок углеводородов из России. Вместе с тем данный проект до сих пор находится на начальной стадии из-за разногласий относительно практических мер по его реализации.

В формате «8+1» осуществляется сотрудничество с США (Pine Initiative), которое является вспомогательным инструментом (в основном в качестве очередной площадки для переговоров) для развития евроатлантических связей. Целью взаимодействия с Соединёнными Штатами является строительство общей зоны стабильности и безопасности, где поддержка соседних государств способствует и защите национальных интересов, причём в понятие безопасности включается не только военно-политическая, но и экономическая, гуманитарная и экологическая проблематика.

Следуя примеру скандинавских стран, Эстония по мере своих возможностей участвует в оказании помощи развивающимся государствам, чтобы повысить собственный международный престиж и авторитет в ЕС и НАТО. Данный курс восходит к датской внешнеполитической концепции «динамического активизма», сочетающей помощь в социально-экономическом развитии и услуги по строительству открытого общества, совершенствованию демократических институтов, а также финансовое и информационное давление на реципиентов помощи, не укрепляющих у себя в стране основы демократии.

Эстонский парламент в 2007 году солидаризировался со сторонниками независимости Косова.

Россия критически отнеслась к вступлению Эстонии в ЕС и НАТО в 2004 году. Озабоченность у России вызывает и положение русскоязычных жителей Эстонии, не имеющих гражданства.

До кризиса в российско-эстонских отношениях, произошедшего в 2007 году, наиболее острым моментом в сфере двустороннего взаимодействия была проблема пограничного размежевания. Россия известила эстонскую сторону об отзыве своей подписи под подписанными в 2005 году договорами о границе и разграничении морского пространства после того, как Государственное собрание Эстонии, ратифицировав их, упомянуло в соответствующем законе о «советской оккупации» страны и др.

Эстония выступала против идеи строительства Россией и её партнёрами Североевропейского газопровода, который должен пройти по дну Балтийского моря.

С российско-эстонскими отношениями связана и проблематика панфинноугризма, который представляет собой доктрину единства всех финно-угорских народов.

В 1991 году была воссоздана запрещённая советскими властями некоммерческая организация «Фенно-Угриа» (основана в 1927 году), в задачи которой входило укрепление связей между народами, говорящими на финно-угорских языках. Возрождённой организации была доверена не только координация деятельности нескольких десятков финно-угорских неправительственных организаций, но и взаимодействие с министерством культуры и министерством образования Эстонии. Эстонские государственные структуры не оставляют данное направление и без финансовой помощи: так, в 2006 году было решено увеличить расход бюджетных средств на программы поддержки финно-угорских народов России.

Идея о «притеснении» в России финно-угорских народов традиционно используется эстонской стороной в качестве контраргумента в ответ на заявления российских властей и различных НПО о дискриминации русскоязычного населения Эстонии. Соответствующие выпады делаются как от имени собственно эстонских структур (Эстонского комитета финно-угроведов и др.), так и в рамках Финно-угорского форума Европейского парламента.

Одним из самых заметных демаршей форума и его сторонников на российском направлении стали события 2005 года, когда руководство Республики Марий Эл было обвинено в преследовании национальных организаций марийцев и намеренном сокращении возможностей для изучения и распространения языка и культуры народов республики.

Со стороны эстонских панфинноугристов иногда звучат и более объективные оценки положения финно-угорских народов в России (напр., такие оценки давал один из деятелей панфинноутризма в Эстонии Яак Прозес; в 2005 году министр образования и науки Майлис Репс положительно охарактеризовала ситуацию с развитием финно-угорской культуры в Республике Марий Эл), однако такая позиция не разделяется большинством эстонских политиков.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Введение в историю петрографии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1936 года (издательство «ОНТИ»).Введение в историю петрографии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1936 года ...
Извечные тайны неба / Очерки о путях познания Вселенной. В увлекательной, доходчивой форме с широким привлечением исторического материала рассказывается о достижениях современной астрономии и космонавтики, о методах астрономических исследований, о тесных связях астрономии с механикой, математикой, физикой, науками о ЗемлИзвечные тайны неба
Очерки о путях познания Вселенной. В увлекательной, доходчивой форме с широким ...
Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...