Швеция / Особенности законодательной власти
Будучи высшим представительным органом шведского народа, шведский парламент — однопалатный риксдаг — облечён суверенной властью. Риксдаг состоит из 349 депутатов. Согласно конституционной поправке 1994 года, выборы в риксдаг проводятся через 4 года.
Для проведения выборов в риксдаг страна делится на избирательные округа, которые в основном совпадают с ленами (губерниями) — высшими административно-территориальными единицами Швеции. Исключение составляют район «большого Стокгольма», губерния Сконе и некоторые др. лены. Из-за большой плотности населения они подразделяются на несколько избирательных округов. Среди этих округов распределяются 310 депутатских мандатов. Количество мандатов для каждого округа зависит от среднего арифметического, получаемого за счёт деления числа зарегистрированных в данном округе избирателей на общее количество избирателей по всей стране. При этом закон определяет квоту — не менее одного мандата для округа, если количество избирателей в нем составляет менее 1/4 от всех избирателей по стране. Данное положение призвано гарантировать представительство северных губерний Швеции, часть которых лежит за Полярным кругом и имеет малочисленное население. Оставшиеся 39 мандатов считают уравнивающими, поскольку они распределяются между политическими партиями в зависимости от общего количества голосов, поданных за них на выборах по всей стране.
Активное избирательное право принадлежит шведским гражданам, достигшим на день проведения выборов 18 лет.
Особенностью организации законодательной власти Швеции является то, что народному представительству подчинена часть аппарата государственного управления. Так, Государственный банк страны (Риксбанк) напрямую подчинён парламенту. В соответствии с конституцией риксдагу подчиняется и Государственное ревизионное управление. Риксдаг назначает своих представителей в правление государственных компаний.
Компетенция риксдага определена конституцией Швеции достаточно широко, его финансовая прерогатива ничем не ограничена. Вступление страны в ЕС в 1995 году наложило на эту сторону власти риксдага свой отпечаток.
Особо следует отметить прерогативу парламента, согласно которой правительство несёт ответственность перед риксдагом. Это означает, что при вынесении вотума недоверия простым большинством присутствующих в зале заседания депутатов правительство обязано подать в отставку в полном составе.
Премьер-министр и правительство, назначенные на свои должности победившей партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в риксдаге, могут уйти в отставку в случае раскола победившей коалиции, то есть выхода из неё той или иной партии. Таким образом, роль оппозиции в период между выборами возрастает. Кроме того, оппозиционные партии имеют возможность влиять на принятие тех или иных решений, выступая единым фронтом с другими партиями, в том числе и с партиями, входящими в правящую коалицию.
Из своего состава риксдаг избирает спикера — тальмана. Тальман является главой парламента, от лица которого утверждает и отправляет в отставку премьер-министра и правительство.
Как и во всех странах с парламентским режимом правления, в Швеции взаимоотношения между правительством и парламентом определяются соотношением сил политических партий в парламенте. Последний критерий означает, что господство одной крупной политической партии в парламенте приводит к господству правительства над народным представительством, поскольку именно эта партия формирует кабинет и определяет текущую политику страны. Наоборот, когда соотношение партийных сил в риксдаге таково, что ни одна партия не имеет за собой большинства, это ведёт к господству парламента над правительством. С 1930-х годов и до начала 1970-х годов в риксдаге безраздельно господствовали социал-демократы. В последней четверти XX — начале XXI века в Швеции формируются в основном коалиционные правительства.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Швеции в 1975–2000 годах
- Язык
- От возникновения государственности до распада Кальмарской унии
- Усиление роли Швеции в Европе
- Швеция в XVIII веке
- Швеция в XIX веке
- Швеция в XX веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1872–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1969–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Положение Швеции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В ...
Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года ...