Швеция / Особенности законодательной власти

Будучи высшим представительным органом шведского народа, шведский парламент — однопалатный риксдаг — облечён суверенной властью. Риксдаг состоит из 349 депутатов. Согласно конституционной поправке 1994 года, выборы в риксдаг проводятся через 4 года.

Для проведения выборов в риксдаг страна делится на избирательные округа, которые в основном совпадают с ленами (губерниями) — высшими административно-территориальными единицами Швеции. Исключение составляют район «большого Стокгольма», губерния Сконе и некоторые др. лены. Из-за большой плотности населения они подразделяются на несколько избирательных округов. Среди этих округов распределяются 310 депутатских мандатов. Количество мандатов для каждого округа зависит от среднего арифметического, получаемого за счёт деления числа зарегистрированных в данном округе избирателей на общее количество избирателей по всей стране. При этом закон определяет квоту — не менее одного мандата для округа, если количество избирателей в нем составляет менее 1/4 от всех избирателей по стране. Данное положение призвано гарантировать представительство северных губерний Швеции, часть которых лежит за Полярным кругом и имеет малочисленное население. Оставшиеся 39 мандатов считают уравнивающими, поскольку они распределяются между политическими партиями в зависимости от общего количества голосов, поданных за них на выборах по всей стране.

Активное избирательное право принадлежит шведским гражданам, достигшим на день проведения выборов 18 лет.

Особенностью организации законодательной власти Швеции является то, что народному представительству подчинена часть аппарата государственного управления. Так, Государственный банк страны (Риксбанк) напрямую подчинён парламенту. В соответствии с конституцией риксдагу подчиняется и Государственное ревизионное управление. Риксдаг назначает своих представителей в правление государственных компаний.

Компетенция риксдага определена конституцией Швеции достаточно широко, его финансовая прерогатива ничем не ограничена. Вступление страны в ЕС в 1995 году наложило на эту сторону власти риксдага свой отпечаток.

Особо следует отметить прерогативу парламента, согласно которой правительство несёт ответственность перед риксдагом. Это означает, что при вынесении вотума недоверия простым большинством присутствующих в зале заседания депутатов правительство обязано подать в отставку в полном составе.

Премьер-министр и правительство, назначенные на свои должности победившей партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в риксдаге, могут уйти в отставку в случае раскола победившей коалиции, то есть выхода из неё той или иной партии. Таким образом, роль оппозиции в период между выборами возрастает. Кроме того, оппозиционные партии имеют возможность влиять на принятие тех или иных решений, выступая единым фронтом с другими партиями, в том числе и с партиями, входящими в правящую коалицию.

Из своего состава риксдаг избирает спикера — тальмана. Тальман является главой парламента, от лица которого утверждает и отправляет в отставку премьер-министра и правительство.

Как и во всех странах с парламентским режимом правления, в Швеции взаимоотношения между правительством и парламентом определяются соотношением сил политических партий в парламенте. Последний критерий означает, что господство одной крупной политической партии в парламенте приводит к господству правительства над народным представительством, поскольку именно эта партия формирует кабинет и определяет текущую политику страны. Наоборот, когда соотношение партийных сил в риксдаге таково, что ни одна партия не имеет за собой большинства, это ведёт к господству парламента над правительством. С 1930-х годов и до начала 1970-х годов в риксдаге безраздельно господствовали социал-демократы. В последней четверти XX — начале XXI века в Швеции формируются в основном коалиционные правительства.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Страны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства) / Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В работе дан анализ природных условий и состояния среды, особенностей хозяйственного использования территорий и различных факторов воздействия человека на среду, причин последней сахельской засухи, путей и методов борьбы сСтраны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства)
Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В ...
Материалы для географии и статистики России / Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание характеризует географическое положение, границы, административное деление Архангельской губернии второй половины 19 века. Подробно рассматривается состав и быт населения, состояние промышленности и сельского хозяйства, даётся описМатериалы для географии и статистики России
Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание ...
Оценка эксплуатационных запасов подземных вод / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года (издательство «Издательство „Недра“»).Оценка эксплуатационных запасов подземных вод
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года ...