Швеция / Особенности исполнительной власти
Глава государства — король или королева — получает свой пост в ходе престолонаследия. Монарх в современной Швеции выполняет исключительно церемониальные функции (напр., собственноручно вручает Нобелевские премии). Тем не менее для реализации представительских функций он должен информироваться правительством о важнейших решениях в области внутренней и внешней политики. Будучи символом страны, монарх представляет Швецию в международных отношениях, при нем аккредитуются иностранные послы. Монарх управляет делами династии (например, даёт разрешение на брак наследника престола) и собственным двором.
Правительство состоит из премьер-министра и министров его кабинета, численность которых точно не определена в конституции. Согласно устоявшейся практике, всякий раз после новых выборов происходит установление количества министерских постов в зависимости от той программы, которую собирается реализовать премьер. Помимо министров, в состав правительства Швеции входят статс-секретари — по рангу первые заместители министров. Решения правительство принимает на своих заседаниях под председательством премьера.
Премьер-министр является ключевой фигурой правительства. Премьер назначает и увольняет членов своего кабинета, созывает и председательствует на заседаниях правительства. Он осуществляет важнейшие правительственные решения. Если премьер уходит в отставку, автоматически уходит в отставку все правительство. В Швеции нет министерского правления, то есть правления, подразумевающего под собой строгую вертикаль власти в каждой конкретной отрасли государственного управления. Подобное положение ведёт к тому, что министр и подчинённое ему министерство считается скорее рабочим органом правительства, а не самостоятельным органом центрального управления.
Кандидатура премьер-министра обсуждается и утверждается парламентом страны большинством голосов, для чего бывает необходимо создание в риксдаге правящей коалиции, составляющей большинство. Одобренная кандидатура премьер- министра окончательно утверждается спикером риксдага — тальманом, после чего вновь назначенный глава исполнительной власти должен представить на рассмотрение парламенту кандидатуры министров. Де-факто именно премьер-министр является основной политической фигурой в Швеции.
Контроль над деятельностью министров возложен на Конституционную комиссию риксдага, которая должна проверять исполнение министрами служебных обязанностей и ведение правительственных дел. В случае если министр подозревается в совершении преступления, обвинение возбуждается Конституционной комиссией и рассматривается Верховным судом.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Швеции в 1975–2000 годах
- Язык
- От возникновения государственности до распада Кальмарской унии
- Усиление роли Швеции в Европе
- Швеция в XVIII веке
- Швеция в XIX веке
- Швеция в XX веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1872–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1969–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Положение Швеции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
![По Южному Уралу и Зауральским равнинам По Южному Уралу и Зауральским равнинам / Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».](/images/ozon/t995.jpg)
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».
![Архангельская губерния Архангельская губерния / В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, статистическом, физическом и нравственном обозрении, с полезными на все оные части замечаниями. Рукопись относится к 1802 году. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1866 года (издательство «Архангельск,](/images/ozon/t1032.jpg)
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...
![Курс почвоведения для лесных ВТУЗов Курс почвоведения для лесных ВТУЗов / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Сельхозгиз»).](/images/ozon/t1463.jpg)
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...