Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Нидерланды / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Нидерланды являются членом ООН (с 1945 года) и состоят в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и других). Являются членом НАТО, ЕС, СЕ, ОБСЕ, ВТО, ОЭСР, ЕБРР, Интерпола и других.

В структуре внешней политики Нидерландов следует особо выделить участие в евроатлантических процессах по линии ЕС и НАТО, взаимодействие со странами, имеющими исторические связи с королевством, а также деятельность в рамках различных международных структур и проектов.

Нидерланды выступили в качестве одного из основателей НАТО и ЕС, однако, вследствие незначительности своего экономического и военного потенциала по сравнению с аналогичными параметрами США и стран Западной Европы, не смогли играть в этих организациях ведущую роль. Вместе с тем членство в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора позволяло полностью удовлетворить потребности королевства в области безопасности и экономического развития, и со стороны Нидерландов не было попыток подняться в евроатлантических структурах выше уровня «малой страны». Отказ от таможенного контроля в рамках Бенилюкса стал моделью для Шенгенского соглашения в масштабах ЕС-15. В 1990-х годах Нидерланды стали одним из наиболее активных сторонников заключения Маастрихтского (1992 год) и Амстердамского (1997 год) договоров, касавшихся углубления процессов европейской интеграции.

Начало XXI века стало временем испытаний для евроатлантического сотрудничества, ознаменовавшись конфликтом мнений вокруг войны в Ираке (нидерландские ВС присоединились к США и их союзникам уже после начала боевых действий, однако в 2005 году, по истечении мандата контингента на пребывание в Ираке, парламент отказался его продлевать) и отказом населения Франции и Нидерландов поддержать проект конституции ЕС.

В 2007 году лидерами ЕС был подписан Лиссабонский договор — документ, призванный преодолеть разногласия прежних лет и содействовать дальнейшему развитию европейской интеграции. Руководство Нидерландов выразило своё удовлетворение в связи с тем, что договор (подлежит ратификации всеми членами Евросоюза) повышает роль парламентов стран — участниц в политическом процессе.

Особую роль во внешней политике Нидерландов играют отношения королевства с его бывшими колониями. Взаимодействие Нидерландов и Индонезии носит конструктивный характер и охватывает большое число сфер общественной жизни. В настоящее время рассматривается схема взаимовыгодного экономического сотрудничества, в рамках которой Индонезия выполняла бы функцию главного проводника экономического влияния Нидерландов в ЮВА, а Нидерланды соответственно способствовали бы реализации индонезийских товаров на рынках ЕС.

Кроме того, Нидерланды оказывают финансовую, информационную и техническую поддержку индонезийским НПО, СМИ, действующим в интересах укрепления в стране демократических традиций, а также различным силовым структурам, помощь которых требуется в деле борьбы с терроризмом и для контроля над миграцией в Нидерланды. Среди прочих направлений сотрудничества следует отметить помощь Нидерландов в области борьбы с коррупцией в Индонезии, развитии системы образования и здравоохранения.

Нидерланды приняли активное участие в ликвидации в Индонезии последствий разрушительного цунами 2004 года. Специалисты из Нидерландов входили в состав образованной ЕС и АСЕАН наблюдательной миссии по урегулированию ситуации в Ачехе.

Важным компонентом политики сотрудничества с бывшими колониями являются и отношения с ЮАР, часть территории которой до 1814 года (дата официального отказа Нидерландов от прав на неё) принадлежала Нидерландам и где до сих пор проживает значительная по численности (свыше 6 % от общей численности населения) этническая группа африканеров (буров) — потомков голландских поселенцев и гугенотов, говорящих на языке африкаанс, который произошёл от нидерландского.

Отойдя в данном случае от принципа этнической и колониальной солидарности, власти и общественность королевства традиционно выступали против политики апартеида, которую расовая олигархия африканеров и англо-африканцев проводила в отношении коренных жителей Южной Африки. По оценкам МИД ЮАР, нидерландское движение против апартеида было наиболее влиятельным в мире. Как следствие, ему удалось помешать развитию связей между королевством и ЮАР на целом ряде направлений, и своего пика отношения двух стран достигли после перехода власти к чернокожему большинству населения ЮАР.

Отношения Нидерландов и Суринама носят наиболее политизированный характер. Это объясняется тем, что Суринам по-прежнему сильно зависит от нидерландской экономической помощи, и бывшая метрополия использует предоставление таковой в качестве инструмента влияния. Самым известным случаем применения этого средства стали события второй половины 1980 — начала 1990-х годов, когда Нидерланды оказали давление на военный режим Суринама, прекратив его финансовую подпитку.

Дополнительным инструментом взаимодействия Нидерландов с бывшими колониями является Союз нидерландского языка, возникший в 1980 году в составе Нидерландов и Бельгии. С 2005 года ассоциированным членом союза стал Суринам, а взаимодействие с ЮАР и Индонезией ведётся в рамках специальных программ. Вместе с тем сферой деятельности союза продолжает оставаться исключительно лингвистическая политика, что препятствует реализации потенциала подобного союза в полном объёме.

Исторический нейтралитет Нидерландов способствовал тому, что территория королевства неоднократно использовалась ведущими государствами мира для урегулирования насущных вопросов мировой политики и международного права, а также размещения структур, призванных заниматься той или иной международной проблематикой. Так, в 1899 и 1907 годах в Гааге были проведены две мирные конференции, по итогам которых было принято в общей сложности 16 конвенций о законах и обычаях войны. С 1893 года там же проводятся и заседания конференции по международному частному праву.

Отказ Нидерландов от политики нейтралитета не привёл к изменению статуса страны как одного из ведущих международных центров права. В настоящее время в Гааге функционируют Международный суд, Международный уголовный суд, Международный трибунал по бывшей Югославии, Постоянный арбитражный суд. В городе также размещаются штаб-квартиры Европола и Евроюста.

Нидерланды традиционно являются одним из ведущих спонсоров международных инициатив в сфере помощи развивающимся странам. Так, королевство активно предоставляет финансовую и иную помощь в рамках Программы развития ООН, проектов ЕС, Всемирного банка и других структур. Помощь, идущая по государственным и частным каналам, направляется в Африку, на Ближний и Средний Восток, в ЮВА и страны Балканского полуострова. Неуклонный рост авторитета королевства как спонсора в значительной степени компенсирует на международной арене отсутствие заметного военно-политического потенциала.

Российско-нидерландские отношения динамично развиваются по пути углублённого партнёрства.

Нидерланды занимают 2-е место после Германии по объёму товарооборота с Россией, который по итогам 2008 года составил 61,818 миллиарда долларов США. Нидерланды также занимают 2-е место по объёму накопленных инвестиций в российскую экономику: на начало 2008 года объём этих вложений составил 39,1 миллиарда долларов США, в том числе прямых инвестиций — 35,3 миллиарда долларов США.

В России имеется более 200 представительств голландских фирм, а число предприятий с участием голландского капитала, по данным Минэкономразвития России, превысило 800.

В числе наиболее перспективных отраслей российско-голландского сотрудничества — ТЭК, нефтехимия, транспорт, связь, предприятия, работающие в области высоких технологий, и ресурсосберегающие проекты. Основу российского экспорта составляют товары сырьевой группы — чёрные и цветные металлы, энергоносители, лес и химические товары. Ведущее место в импорте занимают продовольственные товары, машины и оборудование, химические товары, табак и табачные изделия, товары широкого потребления.

Значительная доля торгово-экономического сотрудничества осуществляется в сфере аграрно-промышленного комплекса. В настоящее время в России реализуется ряд крупных совместных проектов в области селекции, внедрения новых технологий, модернизации перерабатывающих предприятий, подготовки специалистов.

Интенсивно развивается взаимодействие в области культуры, науки, техники, высшего образования. Развёрнуты работы по ряду проектов в сфере агропромышленных технологий и сельхознауки, физической химии, гуманитарных и социальных наук.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...
Растительность Туркестана / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство «Петроград»).Растительность Туркестана
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...
Атлас погоды. Атмосферные явления и прогнозы / Современный атлас погоды, созданный известным английским учёным С. Данлопом, не только даёт достаточно полное и, благодаря многочисленным иллюстрациям, наглядное представление о строении атмосферы и различных явлениях в ней, но и может служить пособием для самостоятельного составления прогнозов.Атлас погоды. Атмосферные явления и прогнозы
Современный атлас погоды, созданный известным английским учёным С. Данлопом, не ...