Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Нидерланды / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Нидерланды являются членом ООН (с 1945 года) и состоят в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и других). Являются членом НАТО, ЕС, СЕ, ОБСЕ, ВТО, ОЭСР, ЕБРР, Интерпола и других.

В структуре внешней политики Нидерландов следует особо выделить участие в евроатлантических процессах по линии ЕС и НАТО, взаимодействие со странами, имеющими исторические связи с королевством, а также деятельность в рамках различных международных структур и проектов.

Нидерланды выступили в качестве одного из основателей НАТО и ЕС, однако, вследствие незначительности своего экономического и военного потенциала по сравнению с аналогичными параметрами США и стран Западной Европы, не смогли играть в этих организациях ведущую роль. Вместе с тем членство в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора позволяло полностью удовлетворить потребности королевства в области безопасности и экономического развития, и со стороны Нидерландов не было попыток подняться в евроатлантических структурах выше уровня «малой страны». Отказ от таможенного контроля в рамках Бенилюкса стал моделью для Шенгенского соглашения в масштабах ЕС-15. В 1990-х годах Нидерланды стали одним из наиболее активных сторонников заключения Маастрихтского (1992 год) и Амстердамского (1997 год) договоров, касавшихся углубления процессов европейской интеграции.

Начало XXI века стало временем испытаний для евроатлантического сотрудничества, ознаменовавшись конфликтом мнений вокруг войны в Ираке (нидерландские ВС присоединились к США и их союзникам уже после начала боевых действий, однако в 2005 году, по истечении мандата контингента на пребывание в Ираке, парламент отказался его продлевать) и отказом населения Франции и Нидерландов поддержать проект конституции ЕС.

В 2007 году лидерами ЕС был подписан Лиссабонский договор — документ, призванный преодолеть разногласия прежних лет и содействовать дальнейшему развитию европейской интеграции. Руководство Нидерландов выразило своё удовлетворение в связи с тем, что договор (подлежит ратификации всеми членами Евросоюза) повышает роль парламентов стран — участниц в политическом процессе.

Особую роль во внешней политике Нидерландов играют отношения королевства с его бывшими колониями. Взаимодействие Нидерландов и Индонезии носит конструктивный характер и охватывает большое число сфер общественной жизни. В настоящее время рассматривается схема взаимовыгодного экономического сотрудничества, в рамках которой Индонезия выполняла бы функцию главного проводника экономического влияния Нидерландов в ЮВА, а Нидерланды соответственно способствовали бы реализации индонезийских товаров на рынках ЕС.

Кроме того, Нидерланды оказывают финансовую, информационную и техническую поддержку индонезийским НПО, СМИ, действующим в интересах укрепления в стране демократических традиций, а также различным силовым структурам, помощь которых требуется в деле борьбы с терроризмом и для контроля над миграцией в Нидерланды. Среди прочих направлений сотрудничества следует отметить помощь Нидерландов в области борьбы с коррупцией в Индонезии, развитии системы образования и здравоохранения.

Нидерланды приняли активное участие в ликвидации в Индонезии последствий разрушительного цунами 2004 года. Специалисты из Нидерландов входили в состав образованной ЕС и АСЕАН наблюдательной миссии по урегулированию ситуации в Ачехе.

Важным компонентом политики сотрудничества с бывшими колониями являются и отношения с ЮАР, часть территории которой до 1814 года (дата официального отказа Нидерландов от прав на неё) принадлежала Нидерландам и где до сих пор проживает значительная по численности (свыше 6 % от общей численности населения) этническая группа африканеров (буров) — потомков голландских поселенцев и гугенотов, говорящих на языке африкаанс, который произошёл от нидерландского.

Отойдя в данном случае от принципа этнической и колониальной солидарности, власти и общественность королевства традиционно выступали против политики апартеида, которую расовая олигархия африканеров и англо-африканцев проводила в отношении коренных жителей Южной Африки. По оценкам МИД ЮАР, нидерландское движение против апартеида было наиболее влиятельным в мире. Как следствие, ему удалось помешать развитию связей между королевством и ЮАР на целом ряде направлений, и своего пика отношения двух стран достигли после перехода власти к чернокожему большинству населения ЮАР.

Отношения Нидерландов и Суринама носят наиболее политизированный характер. Это объясняется тем, что Суринам по-прежнему сильно зависит от нидерландской экономической помощи, и бывшая метрополия использует предоставление таковой в качестве инструмента влияния. Самым известным случаем применения этого средства стали события второй половины 1980 — начала 1990-х годов, когда Нидерланды оказали давление на военный режим Суринама, прекратив его финансовую подпитку.

Дополнительным инструментом взаимодействия Нидерландов с бывшими колониями является Союз нидерландского языка, возникший в 1980 году в составе Нидерландов и Бельгии. С 2005 года ассоциированным членом союза стал Суринам, а взаимодействие с ЮАР и Индонезией ведётся в рамках специальных программ. Вместе с тем сферой деятельности союза продолжает оставаться исключительно лингвистическая политика, что препятствует реализации потенциала подобного союза в полном объёме.

Исторический нейтралитет Нидерландов способствовал тому, что территория королевства неоднократно использовалась ведущими государствами мира для урегулирования насущных вопросов мировой политики и международного права, а также размещения структур, призванных заниматься той или иной международной проблематикой. Так, в 1899 и 1907 годах в Гааге были проведены две мирные конференции, по итогам которых было принято в общей сложности 16 конвенций о законах и обычаях войны. С 1893 года там же проводятся и заседания конференции по международному частному праву.

Отказ Нидерландов от политики нейтралитета не привёл к изменению статуса страны как одного из ведущих международных центров права. В настоящее время в Гааге функционируют Международный суд, Международный уголовный суд, Международный трибунал по бывшей Югославии, Постоянный арбитражный суд. В городе также размещаются штаб-квартиры Европола и Евроюста.

Нидерланды традиционно являются одним из ведущих спонсоров международных инициатив в сфере помощи развивающимся странам. Так, королевство активно предоставляет финансовую и иную помощь в рамках Программы развития ООН, проектов ЕС, Всемирного банка и других структур. Помощь, идущая по государственным и частным каналам, направляется в Африку, на Ближний и Средний Восток, в ЮВА и страны Балканского полуострова. Неуклонный рост авторитета королевства как спонсора в значительной степени компенсирует на международной арене отсутствие заметного военно-политического потенциала.

Российско-нидерландские отношения динамично развиваются по пути углублённого партнёрства.

Нидерланды занимают 2-е место после Германии по объёму товарооборота с Россией, который по итогам 2008 года составил 61,818 миллиарда долларов США. Нидерланды также занимают 2-е место по объёму накопленных инвестиций в российскую экономику: на начало 2008 года объём этих вложений составил 39,1 миллиарда долларов США, в том числе прямых инвестиций — 35,3 миллиарда долларов США.

В России имеется более 200 представительств голландских фирм, а число предприятий с участием голландского капитала, по данным Минэкономразвития России, превысило 800.

В числе наиболее перспективных отраслей российско-голландского сотрудничества — ТЭК, нефтехимия, транспорт, связь, предприятия, работающие в области высоких технологий, и ресурсосберегающие проекты. Основу российского экспорта составляют товары сырьевой группы — чёрные и цветные металлы, энергоносители, лес и химические товары. Ведущее место в импорте занимают продовольственные товары, машины и оборудование, химические товары, табак и табачные изделия, товары широкого потребления.

Значительная доля торгово-экономического сотрудничества осуществляется в сфере аграрно-промышленного комплекса. В настоящее время в России реализуется ряд крупных совместных проектов в области селекции, внедрения новых технологий, модернизации перерабатывающих предприятий, подготовки специалистов.

Интенсивно развивается взаимодействие в области культуры, науки, техники, высшего образования. Развёрнуты работы по ряду проектов в сфере агропромышленных технологий и сельхознауки, физической химии, гуманитарных и социальных наук.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2 / Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» для педагогических ВУЗов. Во второй части учебника рассматривается природа Кавказа, Уральской горной страны, физико-географических стран Сибири и Дальнего Востока.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2
Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» ...
Драгоценные и цветные камни России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года (издательство «Петроград»).Драгоценные и цветные камни России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года ...
Маршрутами ХХ века / В книге тесно переплетаются две темы — описание экспедиционных геофизических исследований в некоторых районах Земли и изложение новейших фактов, теорий, гипотез о происхождении и дальнейшем развитии планеты, о сложных физико-химических процессах, происходящих в её недрах в наше время. Речь идёт такжМаршрутами ХХ века
В книге тесно переплетаются две темы — описание экспедиционных геофизических ...