Южно-Африканская Республика / Религия и государство, роль религии в политике

Официальной религии нет. По данным переписи населения 2001 года, порядка 80 % населения составляют христиане различных толков, причём 11,1 % всех жителей являются приверженцами сионской церкви, 8,2 % — пятидесятники, 7,1 % — католики, 6,8 % — методисты, 6,7 % — прихожане Голландской реформатской церкви, 3,8 % — англикане. 15 % жителей придерживаются традиционных верований или не исповедуют никакой религии. На мусульман и индуистов приходится 1,5 и 1,3 % населения соответственно.

Кальвинизм стал одним из компонентов национального самосознания буров, предопределив такие черты политиков и простых людей, как упорство, стойкость перед лицом неудач, фатализм, умеренность и неприхотливость. С другой стороны, он способствовал складыванию представления об исключительности формирующегося народа.

Этнос, возникавший на основе нескольких поколений переселенцев и беженцев, воспринимался его представителями как новый «народ завета» (по аналогии с древними евреями, заключившими Ветхий Завет с Богом), избранный для великих свершений. Как следствие, массовые миграции буров в самой Африке («Великий трек»), вызванные преимущественно экономическими причинами, получали крепкое идейное обоснование, которое укрепляло решимость «треккеров», уходивших из-под власти британцев так же, как древние евреи однажды уходили из-под власти египетского фараона в Землю обетованную.

В эпоху апартеида государство спонсировало церкви, видя в них важный инструмент поддержания «традиционного» африканерского этноса. Одновременно христианство сыграло большую роль в идеологической аргументации разделения рас, подкрепляя стихийный расизм (практически неизбежный при контактах различных расовых групп) цитатами из Священного Писания и околобиблейской мифологией.

По мнению многих исследователей, в становлении расистского мировоззрения европейцев-христиан большую роль сыграл миф о потомках Хама («проклятие Ханаана»). В христианской среде считалось, что народы южных стран (в том числе африканцы) произошли от Хама — одного из сыновей Ноя, наказанного отцом за непочтительное отношение. Проклятие Ноя, произнесённое в отношении Ханаана — сына Хама, обрекало его и его потомство на рабство у братьев, что в дальнейшем стало у европейцев одним из оправданий для торговли африканскими рабами.

Кроме того, образы Дьявола и его слуг, в условиях нехватки достаточного количества детальных описаний в Библии, в значительной степени формировались под влиянием Священного Предания и христианских апокрифов, где силы Тьмы часто отождествлялись с географическим Югом (в том числе частью Африки, известной авторам этих сочинений) и чёрным цветом кожи. В дальнейшем это также способствовало формированию расистских стереотипов и оправданию неравенства рас.

С другой стороны, значительное число деноминаций выступало против практики апартеида. В Новейшей истории ЮАР религиозные сюжеты (часто в сектантской интерпретации) стали источником вдохновения для африканерских правых экстремистов.

Ответом африканцев на расистскую позицию Голландской реформатской церкви, не принимавшей в свои ряды чернокожих прихожан, и жизненные неурядицы колониальной эпохи и периода апартеида стало создание афрохристианских церквей, доктринально отличавшихся от других христианских деноминаций и в большей степей отвечавших духовным чаяниям африканцев.

В настоящее время в ЮАР, как и во многих других развивающихся странах, продолжается рост популярности пятидесятничества (одно из направлений христианства), что ряд исследователей объясняет наличием в этом учении посылок, которые многие африканцы связывают с прогрессом и успехом. Пятидесятничество предполагает символический разрыв с прошлым при крещении, считает богатство и благополучие более богоугодными, чем бедность, активно борется с алкоголизмом и другими общественными пороками. Таким образом, в сложный пореформенный период религия вновь позволяет значительной части населения страны обрести цель жизни и силы для её достижения.

Несмотря на то что религиозные организации сохраняют значение как участники благотворительной деятельности, в целом следует признать, что влияние религии на политику в современной ЮАР гораздо меньше, чем в период становления государственности и апартеида. В стране действует несколько христиане ко-демократических партий, однако их роль в политическом процессе весьма незначительна.

Бывший верховный иерарх англиканской церкви в ЮАР архиепископ Десмонд Туту, возглавлявший в 1996–2001 годах Комиссию правды и примирения, продолжает считаться важной фигурой в южноафриканской публичной политике, хотя оценки его деятельности и роли Комиссии в деле преодоления последствий апартеида весьма противоречивы.

Младшим партнёром Демократического альянса является Мусульманская партия Африки, не пользующаяся большой популярностью на выборах. О проблеме политизированного ислама см. в разделе «Внешние и внутренние угрозы безопасности государства».

Ситуация с традиционными африканскими верованиями разнится от городов к деревням. В первых значительная часть населения (в особенности — молодёжь) уже в значительной степени вестернизировалась, и влияние религии на образ жизни в основном проявляется в рудиментах старого мировоззрения (суевериях и пр.), формальном соблюдении религиозных норм и пр. Деревня продолжает демонстрировать более последовательный подход к традиционным верованиям.

Элементом традиционной культуры, до сих пор оказывающим влияние на поведение жителей ЮАР, является вера в разрушительную силу колдовства. Наиболее одиозным проявлением этой веры являются публичные расправы с подозреваемыми в колдовстве, периодически происходящие в отдельных населённых пунктах.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Главнейшие породообразующие минералы / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «ГГРИ»).Главнейшие породообразующие минералы
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Солонцы и солончаки Азиатской части СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1926 года (издательство «Новая деревня»).Солонцы и солончаки Азиатской части СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1926 года ...
Основы биогеографии / Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые сведены в иерархическую систему географические свойства жизни и экологические особенности структурной организации земной поверхности (геоэкография). Критически анализируютсяпринципы ареалогии и районирования флор и фаунОсновы биогеографии
Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые ...