Руанда / Положение и роль СМИ

Конституция Руанды провозглашает принцип свободы прессы, но фактически государство обладает монополией на радио, телевидение и печать. Политику государства в сфере СМИ до 1999 года разрабатывало и претворяло в жизнь министерство информации (ликвидировано решением Совета министров 30 сентября 1999 года). Его функции, включая руководство государственными и координацию деятельности частных СМИ, были переданы Руандийскому управлению информации — ОРИНФОР, действующему с 1974 года. Входившее ранее в структуру ОРИНФОР Руандийское агентство печати (РАП, создано в 1975 году), после 1994 года было преобразовано в Руандийское информационное агентство (РИА) и приобрело статус независимого, являясь при этом частью полугосударственного (некоммерческого) Центра исследований, информации и документации (ЦИИД).

Задача РИА, определённая его уставом, — «сбор и распространение информации о Руанде и регионе Великих озёр». С сентября 1996 года РИА стало издавать еженедельный информационный бюллетень (большинство новостей печатаются на французском языке), а с февраля 1997 года начала выходить и ежедневная версия новостей (преимущественно на английском яз.), распространяемая среди подписчиков по факсу и по электронной почте.

В Руанде издаётся более 30 периодических изданий. Резкий рост числа периодических изданий наблюдался в 1991–1992 годах, когда количество печатных СМИ в Руанде увеличилось с 6 до 50. Многие из тех газет и журналов, чей выпуск был приостановлен в период военных действий, стали выходить снова после окончания войны, например ежемесячники «Руанда-Либерасьон», «Имбони». К началу 1997 года число печатных СМИ достигло 32.

Государственные СМИ, находящиеся в ведении ОРИНФОР, представлены печатными изданиями «Нувель рэлев» и «Имвахо» (еженедельник, на языке киньяруанда, основан в 1960 году, не выходил с апреля по ноябрь 1994 года, тираж 3,5 тысячи экз.).

Для публикации официальных документов — законов, декретов президента, постановлений правительства, сообщений о кадровых назначениях — служит издаваемый дважды в месяц канцелярией президента правительственный вестник «Журналь офисьель де ля Репюблик Руандэз» (основан в 1962 году, выходит на трёх языках тиражом 1 тысяча экз.).

Расширяется спектр изданий на киньяруанда. Старейшее и наиболее популярное среди них — выходящая 2 раза в месяц католическая газета «Киньяматека» («Исторические хроники»), издаётся с 1933 года, тираж — 11 тысяч экз. По существу, это единственный печатный орган, распространяемый в сельской местности (через систему церковных приходов). Достаточно широкую по руандийским меркам аудиторию имеют также еженедельник «Интего» (выходит с декабря 1995 года, тираж 3 тысячи экз.), двухнедельник «Укури» (с февраля 1996 года, 2 тысячи экз.), ежемесячники «Гобока» (с октября 1995 года, 1,5 тысячи экз.), «Хобе» (с 1954 года, 2,6 тысячи экз.), «Имбони» (двухнедельник, выходит с ноября 1994 года, 2 тысячи экз.), «Рушьяшья» (с июля 1996 года, 2 тысячи экз.) и некоторые другие.

Активно развиваются частные и англоязычные издания. Ведущие позиции среди них заняли еженедельники «Нью Таймс» (выходит с 1997 года) и «Руанда Ньюслайн» (выходит с 1998 года), тираж каждого — около 2 тысяч экз.

Кроме национальной прессы, на руандийском информационном рынке достаточно широко представлены зарубежные издания. В Кигали и других крупных городах страны свободно распространяются периодические издания из соседних (газета «Нью Вижн», Уганда) и западных («Жён Африк», «Африк-Ази», «Пари-Матч», «Экономист», «Интернэшнл Геральд Трибюн» и др.) стран.

«Радио Руанды», находящееся в ведении ОРИНФОР, — государственная радиовещательная служба, действует с 1965 года. Радиостанция, с которой она ведёт свои передачи, создана на базе ретранслятора «Немецкой волны» (ФРГ). Радио, покрывающее своим вещанием почти всю территорию страны, при относительной дешевизне транзисторных приёмников (по данным на 1997 год, в стране насчитывалось 601 тысяча радиоприёмников), является наиболее доступным СМИ для большинства населения, в том числе и для неграмотных, которые могут слушать передачи на своём родном языке — киньяруанда.

Из зарубежных радиостанций наибольшую активность в руандийском эфире проявляют немецкая «Дойче Велле» и британская Би-би-си. Обе они имеют в окрестностях Кигали ретрансляторы и передающие станции, работающие на частоте FM (УКВ). «Дойче Велле» ведёт свои передачи на немецком и английском языках; Би-би-си — на английском и киньяруанда. В диапазоне FM вещает и «Голос Америки» — на английском и французском языках. С 1 февраля 1999 года в эфире Центральной Африки начали звучать передачи бельгийского радио (RTBF) на французском языке. Программы, передаваемые на коротких волнах, охватывают и территорию Руанды.

Руандийское телевидение, первые передачи которого вышли в эфир в начале 1990-х годов, работало нерегулярно, с перерывами, последние из которых пришлись на военные действия 1994 года и на 1997 год, когда в течение 7 месяцев с помощью ФРГ велось переоборудование передающей станции и телестудий в Кигали. Полномасштабное телевещание возобновлено в ноябре 1997 года. Передачи радио и телевидения ведутся на киньяруанда, французском и английском языках, кроме того, отдельные информационные выпуски идут на суахили.

Телевидение охватывает пока лишь руандийскую столицу и её ближайшие окрестности (строительство ретрансляторов на другие города ещё только планируется). При цене телевизора, примерно в 30 раз превышающей средний уровень зарплаты, телевидением могут пользоваться менее 0,1 % населения Руанды.

Зарубежное телевидение в Руанде принимается либо через индивидуальные спутниковые антенны, либо через частную ретранслирующую станцию «Теле-10», работающую в Кигали в дециметровом диапазоне. Станция начала свою работу в октябре 1997 года и в настоящее время ретранслирует для своих абонентов принимаемые через спутник программы крупнейших западных (CNN, ВВС, TV5, CFI, CANAL-f) и южноафриканских телекомпаний на английском и французском языках. Радиус действия «Теле-10» достигает 40 км, но на практике услуги этой станции востребованы только в руандийской столице, главным образом (в силу высокой стоимости этих услуг) высокопоставленными чиновниками и крупными предпринимателями, а также иностранцами, работающими в Кигали.

В рейтинге «Свобода прессы 2007» Freedom House Руанда занимает 84-е место и оценивается как несвободная.


←   Назад  |   Положение и роль СМИ   |   Вперёд   →



 

Возникновение человека. Жизнь до человека / Вопросы происхождения человека, его положения и роль в природе, взаимосвязь с другими живыми организмами нашей планеты составляют содержание книги «Жизнь до человека» — первой из пяти книг серии «Возникновение человека». В ней рассказывается об истории живой природы, из которой выделился человек, соВозникновение человека. Жизнь до человека
Вопросы происхождения человека, его положения и роль в природе, взаимосвязь с ...
География. Синтез современных знаний / Книга известного английского географа П. Хаггета представляет собой своего рода «Введение в географию». Написанная на высоком научном уровне, доходчиво, а порой даже и занимательно, она вводит читателя в круг основных вопросов географической науки. Большое внимание автором уделено методическим аспекГеография. Синтез современных знаний
Книга известного английского географа П. Хаггета представляет собой своего рода ...
На краю земли / В книге даётся описание природы, городов и посёлков Огненной Земли и Патагонии, жизни овцеводов, лесорубов, рыбаков и моряков, рассказывается об истории индейских племён, приводятся различные гипотезы и теории их происхождения, говорится о сырьевых богатствах этой далёкой территории и о их использовНа краю земли
В книге даётся описание природы, городов и посёлков Огненной Земли и Патагонии, ...